Содержание
- Для чего нужен техосмотр автомобиля
- Что смотрят на ТО автомобиля
- Нужно ли проходить техосмотр в 2024 году
- Новые правила техосмотра
- Как часто нужно проходить техосмотр
- Сколько стоит техосмотр в 2024 году
- Пункты технического осмотра
- Какие документы нужны для техосмотра
- Штраф за отсутствие техосмотра
- Можно ли купить диагностическую карту техосмотра
- Нужен ли техосмотр для ОСАГО в 2024 году
- Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
- Что будет, если пройти техосмотр добровольно
- Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр
- Итак, кратко
Правила проведения технического осмотра авто меняются в России с завидным постоянством. В связи с этим у водителей возникает вопрос, нужен ли техосмотр для страховки.
В этой статье расскажем, отменен техосмотр или нет в 2024 году и, если нет, то кому, как часто и где нужно его проходить и сколько он стоит.
Для чего нужен техосмотр автомобиля
Техосмотр нужен для того, чтобы понять, насколько безопасна машина. На осмотре специалисты выявляют неисправности автомобиля, которые водитель сможет вовремя устранить. Это, в свою очередь, поможет избежать более серьезных поломок и дорогостоящего ремонта.
Во-вторых, пройденный техосмотр убережет от штрафа за отсутствие диагностической карты. Наказание для водителей ввели 1 марта 2022 года. Размер штрафа за отсутствие техосмотра составляет 2 000 рублей.
Также читайте: Как не попасть в ДТП ночью: правила безопасности при езде в темное время суток
Что смотрят на ТО автомобиля
Что проверяют операторы на пунктах ТО, указано в Постановлении Правительства №306 от 9 марта 2022 года.
Если ранее авто проверялось по 82 показателям, то сейчас в чек-листе осталось 55 пунктов проверок. Из списка исключили проверку коррозии тормозных трубок, проверку работы дворников, огнетушителя, содержимое автомобильной аптечки и наличие знака аварийной остановки.
На ТО проверяют:
- внешние повреждения авто;
- работу осветительных приборов, тормозов, двигателя, подвески;
- давление в шинах;
- уровень технических жидкостей;
- работу дверных замков, ручек, зеркал, ремней безопасности.
Сначала оператор сверяет вин-номера на агрегатах и кузове автомобиля с теми, что указаны в документах. Если обнаружится расхождение, оператор откажет в техосмотре и отправит информацию об отказе и его причинах в базу техосмотра. ГИБДД имеет доступ к базе ТО и может снять машину с регистрации или завести на владельца уголовное дело, если окажется, что один из агрегатов авто краденый. Если все в порядке, водитель оплачивает стоимость техосмотра, и оператор приступает к проверке технического состояния автомобиля.
Если будут обнаружены поломки, оператор сделает отметки в диагностической карте, и водителю нужно будет устранить их. Оплата за ТО при этом не возвращается. После устранения недостатков водитель должен пройти повторное ТО, вновь оплатив его.
Если с автомобилем будет все в порядке, водителю выдадут диагностическую карту, которая в 2024 году имеет электронный формат. То есть данные о пройденном осмотре внесут в базу ЕАИСТО, но по просьбе владельца выдадут бумажный вариант диагностической карты.
Обычно вся процедура техосмотра авто категории «В» занимает не более получаса. На осмотр автобусов уходит полтора-два часа.
Также читайте: Штрафы за непристегнутые ремни безопасности
Нужно ли проходить техосмотр в 2024 году
Нужно, но не всем. С 30 декабря 2021 года обязательный техосмотр перевели на добровольную основу. Проходить технический осмотр в 2024 году необязательно легковым авто и мотоциклам, принадлежащим физическим лицам и используемым только в личных целях.
Подробнее о новых требованиях к процедуре осмотра авто расскажем ниже.
Новые правила техосмотра
В 2023 году ввели новые правила по прохождению техосмотра для легковых автомобилей.
Согласно новым правилам прохождения техосмотра, действующая диагностическая карта личному транспортному средству понадобится для совершения регистрационных действий в ГИБДД. Пункт 7 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» №283-ФЗ сообщает, кому и когда нужно проходить техосмотр.
Документ потребуют в следующих случаях:
- при постановке машины на учет, с момента изготовления которой прошло больше четырех лет;
- при регистрации авто в возрасте от четырех лет в связи со сменой собственника при покупке, дарении, получении в наследство;
- при регистрации изменений конструкции автомобиля или замены его основных компонентов – кузова или двигателя.
Посетить пункт проведения техосмотра нужно автомобилям, принадлежащим юридическим лицам и ИП.
Также диагностическая карта понадобится для такси и авто, используемых для коммерческих целей:
- для перевозок пассажиров в службах такси;
- для перевозок пассажиров по заказу: трансферы, экскурсии и проч.;
- для выполнения служебных задач: доставка грузов/товара, транспортировка инструментов и проч.
Прохождение техосмотра обязательно для грузовых авто, автобусов и прицепов. Также карта техосмотра должна быть у владельцев автомобилей категории «В» старше четырех лет.
Также читайте: Квас не для вас? Есть ли алкоголь в квасе и сколько
Как часто нужно проходить техосмотр
Технический осмотр автомобиля категории «В» должен проводиться через 4, 6, 8, 10 лет с года выпуска, а далее – ежегодно. Но это правило больше не касается личных легковых авто.
Для машин категории «С», такси, автобусов, перевозящих людей, грузовиков и машин со спецсигналами, срок действия техосмотра составляет 1 год.
Машины, перевозящие опасные грузы, проходят проверку технического состояния каждые полгода.
Сколько действует техосмотр на машину, оговорено в статье 15 ФЗ-170 «О техосмотре». Ниже приведена таблица, в которой указан вид транспорта, подлежащего обязательному техосмотру. Легковые авто и мотоциклы физических лиц, в отношении которых технический осмотр отменен, таблица не учитывает.
Тип ТС
|
Владелец |
Возраст авто с года выпуска |
Частота прохождения техосмотра |
Легковые авто |
Юридическое лицо |
4-10лет |
Каждые 2 года |
Легковые авто |
Юридическое лицо |
10 и более лет |
Каждый год |
Легковые авто, используемые в любой деятельности, кроме такси |
Физическое лицо |
4-10 лет |
Каждые 2 года |
Легковые авто, используемые в любой деятельности, кроме такси |
Физическое лицо |
10 и более лет |
Каждый год |
Легковые такси |
Неважно |
До 5 лет |
Каждый год |
Легковые такси |
Неважно |
От 5 лет |
Каждые 6 месяцев |
Грузовики до 3,5 тонн |
Неважно |
4-10 лет |
Каждые 2 года |
Грузовики до 3,5 тонн |
Неважно |
Более 10 лет |
Каждый год |
Грузовики массой более 3,5 тонн |
Неважно |
До 5 лет |
Каждый год |
Грузовики массой более 3,5 тонн |
Неважно |
Более 5 лет |
Каждые 6 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) |
Неважно |
До 5 лет |
Каждый год |
Грузовики для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) |
Неважно |
Более 5 лет |
Раз в 6 месяцев |
Грузовики, перевозящие опасные грузы |
Неважно |
Неважно |
Раз в 6 месяцев |
Автобусы |
Неважно |
До 5 лет |
Каждый год |
Автобусы |
Неважно |
От 5 лет |
Раз в 6 месяцев |
Прицепы и полуприцепы свыше 3,5 тонн |
Юридические лица |
4-10 лет |
Каждые 2 года |
Прицепы и полуприцепы свыше 3,5 тонн |
Юридические лица |
10 лет и более |
Каждый год |
Год выпуска машины указан в ПТС. Например, если машина используется для коммерческих целей и год выпуска по ПТС – 2021-й, то первый осмотр технического состояния нужно пройти в 2024 году.
Также читайте: Пересечение сплошной линии в 2024 – штраф или лишение
Сколько стоит техосмотр в 2024 году
С 1 января 2023 года цена за техосмотр поднялась во всех российских регионах. Сказать, сколько стоит ТО, затруднительно – цены зависят от региона, в котором проживает автомобилист и от того тарифа, который там установлен.
В приказе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) говорится, что власти регионов вправе пересмотреть цены на услугу ТО, подсчитав справедливый тариф. То есть власти регионов должны были собрать данные с операторов ТО (не менее 50% участников рынка в каждом регионе) и определить тариф по стоимости ТО.
Однако многие организации данные не предоставили, и ФАС проиндексировала цены с учетом инфляции. Минимальная цена техосмотра должна быть не ниже 913 рублей для легковых машин.
Стоимость техосмотра увеличилась в следующих субъектах страны:
- Санкт-Петербург – с 881 рубля до 1 543 рублей;
- Ленинградская область – с 990 рублей до 1 073 рублей;
- Амурская область – с 1 300 рублей до 1 401 рубля;
- Московская область – с 710 рублей до 940 рублей.
Остальные регионы утвердили цену техосмотра на минимальной отметке, утвержденной ФАС. Там стоимость техосмотра составляет 913 рублей.
Также читайте: Проезд под «кирпич». Разбор ПДД 2024
Пункты технического осмотра
Сейчас аккредитованные пункты технического осмотра есть во всех российских регионах. Чтобы выбрать ближайший пункт ТО, нужно зайти на сайт РСА и выбрать его из реестра.
Если пункт проживания находится на границе двух областей, можно пройти ТО там, где ниже цена.
Также читайте: Тонировка авто в 2024 по ГОСТу
Какие документы нужны для техосмотра
Что нужно, чтобы пройти техосмотр в 2023 году?
Будет достаточно:
- паспорта водителя;
- свидетельства о регистрации (СТС) или паспорта авто (ПТС);
- доверенности, если к техосмотру машину предоставляет не хозяин, а его представитель.
Оператор не вправе требовать от водителя другие документы.
Штраф за отсутствие техосмотра
За езду без техосмотра будет назначено взыскание на сумму 2 000 рублей, что предписано пунктом 1.1 статьи 12.5 КоАП. Следует отметить, что наказание будет назначено водителям, автомобили которых подлежат обязательному техосмотру.
До 1 марта 2022 года штрафные санкции составляли 500-800 рублей. Теперь водителям придется оплатить штрафы ГИБДД вдвое больше той суммы, что была ранее.
Также в марте 2022 года взыскания за отсутствующий техосмотр должны были начать выписывать по данным дорожных камер. В настоящий момент камеры не распознают наличие диагностических карт у водителей, и маловероятно, что начнут это делать в 2023 году.
Также читайте: Ремонт трещин на лобовом стекле
Можно ли купить диагностическую карту техосмотра
Купить диагностическую карту без прохождения проверки технического состояния авто можно, однако это грозит серьезными неприятностями и водителю, и пункту ТО.
С 1 марта 2022 года статья 14.4.1 КоАП предусматривает штраф для операторов ТО, которые выдали карту диагностики без фактической проверки машины:
- работник ТО – 5000-10000 рублей ;
- должностное лицо – 30-50 тыс. рублей;
- юридическое лицо – 200-300 тыс. рублей.
Нарушение, зафиксированное повторно, повлечет для оператора ТО потерю аккредитации и взыскание в 500 тыс. рублей.
Если будет установлено, что водитель получил карту техосмотра незаконно, ее аннулируют в течение трех дней. Об этом ГИБДД уведомит водителя и его страховщика, у которого появится право на предъявление регрессных требований в случае ДТП.
Также читайте: Пять неожиданных фактов о вариаторах
Нужен ли техосмотр для ОСАГО в 2024 году
Техосмотр – это проверка автомобиля на техническую исправность и безопасность. До конца 2021 года он являлся обязательным. Раньше без предоставления карты диагностики о пройденном ТО невозможно было купить ОСАГО. С конца 2021 года техосмотр для ОСАГО стал необязательным. Теперь оформить ОСАГО можно без диагностической карты.
То есть на вопрос, нужен ли сейчас техосмотр автомобиля для покупки ОСАГО, отвечаем: «Нет, не нужен». Пункт «е» статьи 15 ФЗ «Об ОСАГО» утратил силу, но это не значит, что следить за исправностью своего автомобиля не нужно.
Также читайте: Как оформить европротокол: правила оформления европротокола
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Смогут. В статье 14 ФЗ «Об ОСАГО» оговорены основания, дающие страховщику право предъявлять регрессные требования к водителям. В пункте «и» упоминается истекшая диагностическая карта. Однако для легковых авто и мотоциклов граждан, используемых в личных целях, обязанность проходить ТО в 2024 году не предусмотрена. Следовательно, это правило касается лишь автомобилей, используемых юридическими лицами и в коммерческих целях.
Но регрессное требование могут предъявить водителю, ставшему виновником ДТП из-за технической неисправности машины. Этот факт страховая компания должна будет доказать.
Отказать в выплате по причине отсутствия техосмотра водителю страховщики не могут.
Также читайте: Что будет, если скрылся с места ДТП
Что будет, если пройти техосмотр добровольно
Если водителю неважно, отменен ли техосмотр в России, и он заботится о безопасности и технической исправности своей машины, закон не запрещает проходить техосмотр на добровольной основе.
Дело в том, что инспектор ГИБДД может остановить неисправное авто и проверить его на месте либо в стационарном пункте. Если проверка подтвердит неисправность машины, автоинспекция может вынести запрет на дальнейшую эксплуатацию.
Водителю придется оплатить:
- эвакуатор;
- штраф за эксплуатацию неисправного авто в размере 500 рублей (часть 1 статьи 12.5 КоАП);
- потратиться на ремонт.
Водители, регулярно проходящие техосмотр, защищены от такой перспективы.
Также читайте: Как вернуть права после лишения
Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр
В ГИБДД предложили страховым компаниям поощрять водителей, которые проходят техосмотр добровольно, несмотря на то, что он отменен. Например, давать скидку на приобретение полиса ОСАГО.
Налоговой службе было предложено поощрять водителей скидкой на оплату транспортного налога. Но налоговики оставили это предложение без ответа, а страховщики отказались давать скидки на страховку, заявив, что наличие действующей карты техосмотра у водителей на показатели аварийности не влияет. То есть скидок на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр нет.
Также читайте: За что лишают водительских прав и как избежать наказания
Итак, кратко
• Техосмотр не нужен для приобретения ОСАГО.
• Легковым авто и мотоциклам, используемым гражданами в личных целях, техосмотр не требуется.
• Закон не запрещает физлицам обращаться за проведением техосмотра ТС по собственному желанию. Это предупредит крупные поломки и избавит от регресса от страховщиков в случае ДТП.
• Действующая карта диагностики нужна для регистрации машины в ГИБДД.
• Грузовики и транспорт, используемый в коммерческих целях, обязаны проходить технический осмотр в соответствии с частотой, установленной законом.
Автор: Ирина Джиоева