Содержание
- Что считается дорожно-транспортным происшествием
- Когда можно уехать с места ДТП и что считается оставлением места происшествия
- Почему не нужно скрываться с места ДТП
- Как правильно покидать место ДТП
- Как действовать при ДТП, чтобы не лишиться страховой выплаты
- Что делать, если сбежал второй участник аварии
Даже если авария незначительная и есть соблазн ехать дальше, делать этого не стоит. Что за это будет и как оставлять место столкновения правильно, узнаете из нашего материала.
Что считается дорожно-транспортным происшествием
Это самый важный вопрос, ответ на который не всегда очевиден. Допустим, водитель слегка стукнул ограждение, машина получила минимальные повреждения (царапину), пострадавших нет. Будет ли это аварией? Будет.
Потому что, согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», дорожно-транспортное происшествие – это любое «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Сюда же относится нередкая ситуация, когда водитель после заправки забыл вынуть пистолет из горловины и вырвал его из колонки: молча уехать с АЗС в этом случае равносильно оставлению места ДТП. И, помимо возмещения материального ущерба заправке, последуют санкции в соответствии с КоАП.
Также читайте: Тюнинг авто по закону: что можно и что нельзя менять в своей машине
Когда можно уехать с места ДТП и что считается оставлением места происшествия
Покинуть место ДТП можно в трех случаях.
Давайте разберем эти случаи и узнаем, как это можно сделать.
- Если в аварии есть пострадавшие, нуждающиеся в экстренной помощи. Чтобы покинуть место происшествия, водителям нужно зафиксировать обстоятельства ДТП и доставить пострадавших в ближайшую больницу, а затем вернуться на место аварии. Перед покиданием места столкновения нужно организовать объезд другим автомобилистам.
- Если в аварии никто не пострадал и участники могут сами составить схему и отправиться в ближайший пост дорожно-постовой службы. Однако водители должны прийти к единому мнению об обстоятельствах ДТП и причиненном ущербе.
- Если авария будет оформляться по европротоколу. Вызывать сотрудников ГИБДД на место происшествия не нужно.
Требования по оформлению аварии касаются всех участников, поэтому, если водитель скрылся с места ДТП, за оставление могут наказать и виновника, и пострадавшего. Как за оставление по отдельности, так и в случае, если оба уехали с места ДТП. Оставлением считается отъезд с места ДТП без веских на то причин.
Бывает, что водитель не заметил ДТП и уехал без всякого злого умысла, например, когда парковался или двигался по шумной трассе. Суды в таких случаях квалифицируют дело по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ и выписывают штраф в размере 1 000 рублей.
Также читайте: Медицинская справка для водительских прав
Почему не нужно скрываться с места ДТП
Водители покидают место ДТП из-за шока, страха или элементарного незнания правил дорожного движения. Однако наказание за оставление места ДТП даже без пострадавших предусмотрено суровое.
По статье 12.27 КоАП водителю грозит:
- лишение прав от года до полутора лет;
- административный арест до 15 суток
Финальное наказание определяет суд. И практика по этим делам такова, что обычно он ограничивается лишением прав.
Но если в аварии есть пострадавшие, то все куда серьезнее – виновнику аварии грозит уголовная ответственность по статье 264 УК РФ:
- причинение тяжкого вреда здоровью в ДТП – принудительные работы до 5 лет или лишение свободы на 3-7 лет;
- смерть человека в ДТП – лишение свободы на 5-12 лет;
- смерть двух и более лиц – лишение свободы на 8-15 лет.
Сбегать с места происшествия, если оно произошло по вашей вине, не нужно еще и потому, что страховая компания имеет право предъявить регресс, то есть взыскать средства, которые выплатила пострадавшей стороне.
Также читайте: Как вернуть права после лишения
Как правильно покидать место ДТП
Что будет, если уехать с места ДТП, разобрали. Теперь поговорим, как уехать правильно.
Единственный вариант – после соблюдения всех формальностей и оформления по всем нормам. Проще всего, если в аварии пострадал только водитель и, допустим, дерево.
Действовать нужно так:
- звоним в ГИБДД, фиксируем факт происшествия;
- фотографируем место инцидента в мельчайших подробностях (привязка к местности, местоположение других объектов и транспорта);
- записываем контакты свидетелей (если таковые имеются);
- едем в отделение по указанному адресу, получаем справку о ДТП (может понадобиться для страховой).
Если есть полис каско, то на месте сообщаем о случившемся в колл-центр страховой компании. Дальнейшие действия по возмещению обрисуют там: у каждой СК свои протоколы.
Если произошел инцидент с бензоколонкой, стоит обратиться к администратору АЗС – у них на этот случай прописан весь порядок действий, ему и следуем.
Если на дороге столкнулись два автомобиля, но повреждения настолько незначительные, что даже лень оформлять Европротокол, надо сделать расписку. Во-первых, она убережет от возможных претензий второй стороны в дальнейшем. Во-вторых, убережет от ответственности за оставление места ДТП.
Расписка возможна в очень ограниченном наборе сценариев:
- если материальных претензий у участников нет вообще;
- если материальные претензии участников согласованы.
В расписке надо указать реквизиты сторон, дату / время / место происшествия, краткое его описание, указание вины, оценку ущерба, сумму компенсации (если есть) или отсутствие претензий, подписи сторон. В идеале – в двух экземплярах. Еще лучше, если с реквизитами и подписями свидетелей. Хотя какой-то твердой хрестоматийной формы расписки не существует, каждый раз это своего рода импровизация.
Куда понятнее другие механизмы фиксации ДТП – Европротокол или вызов сотрудников ГИБДД на место аварии. Но второй сценарий в наше время бывает только в ДТП с пострадавшими, если же пострадало только «железо», оформляется Европротокол (подробно рассказывали в другом материале).
Только после того, как поставлены все подписи на всех причитающихся бумагах, можно покидать место ДТП.
Также читайте: Доверенность на управление автомобилем: когда нужна и от чего уберегает
Как действовать при ДТП, чтобы не лишиться страховой выплаты
Во-первых, выплата положена только при наличии страхового полиса. Проверьте, действует ли ваше ОСАГО. Если срок подходит к концу, продлите или оформите новый полис. Сделать это без визита в офис страховой можно через сервис «Автокод ОСАГО». Агрегатор показывает предложения крупных страховых компаний и помогает сэкономить на разнице цен до 5 500 рублей.
Вам останется выбрать самый выгодный вариант, оплатить на сайте и получить готовый полис на ящик электронной почты. Параллельно полис появится в базах ГИБДД и РСА – после этого можно рассчитывать на страховую выплату пострадавшему в случае ДТП.
Если авария небольшая, то для страховой понадобится корректно оформленный Европротокол. Если авария не подпадает под требования Европротокола (больше двух участников, есть пострадавшие), потребуется оформление в ГИБДД, и уже после этого со справкой об аварии надо обращаться в СК за выплатой.
Это ОСАГО. С каско возможны варианты в соответствии с правилами каждой конкретной страховой. Где-то мелкие повреждения (вроде стекол) компенсируются без справки из ГИБДД, где-то она может потребоваться.
Также читайте: Электронный ПТС: что это такое, как получить и как оформить автомобиль в ГИБДД
Что делать, если сбежал второй участник аварии
Не пытаться догнать, даже если видите! Это автоматически сделает вас таким же беглецом с места ДТП. Если второй участник происшествия скрылся, ваши обязанности никто не отменял.
Точно так же останавливаемся, выставляем знак аварийной остановки, надеваем световозвращающий жилет, оцениваем обстановку.
- Есть свидетели – записываем их контакты.
- Если у свидетелей есть запись с регистратора, копируем на месте (при наличии технической возможности).
- Фиксируем все обстоятельства произошедшего, звоним в ГИБДД и действуем в соответствии с их указаниями.
Такой же порядок действий, если вашу машину стукнули без вашего участия:
- Фиксация аварии через обращение ГИБДД – обязательно.
- Поиск свидетелей – тоже.
- Записи с камер наблюдения / регистраторов – в идеале.
Все дальнейшее – работа ГИБДД. Вам же главное – не уходить «по-английски».
Автор: Владимир Андрианов
*** Статья авторская. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.