Техническая поддержка
Автоблог

Беспилотные автомобили в России: где ездят, сколько стоят, зачем нужны

Все статьи
Разное
0 2336

красная тесла модель с

Содержание

Наряду с электромобилями, одна из самых прогрессивных и хайповых тем в наши дни – это беспилотные машины. Они для человечества – благо или угроза? Давайте разберемся, какие есть достоинства и недостатки у беспилотных автомобилей. Пробежимся по их устройству, регулированию с точки зрения закона и заодно узнаем, в каком году изобрели беспилотный автомобиль.

Кто изобрел беспилотные автомобили

Как это часто бывает с большими изобретениями, трудно назвать какого-то одного ученого или инженера, который бы стоял за созданием беспилотных машин. Можно отмотать вообще в 1920-е годы, когда американский инженер Фрэнсис Худина представил концепцию «радиоуправляемого автомобиля».

Эксперимент проходил в Нью-Йорке. Автомобиль под названием American Wonder управлялся с помощью радиосигналов, которые передавались из другого автомобиля. Машина проезжала улицы города, останавливалась и поворачивала – для зрителей это было почти чудом.

Однако стоит ли считать эту систему беспилотной? Вряд ли. Скорее, эта радиоуправляемая система была одним из первых шажков на пути к полностью автономным системам.

Эксперименты продолжились в 1950-х и 1960-х. Инженеры начали разрабатывать системы, которые могли контролировать автомобили с использованием датчиков и магнитных полос на дороге. Так, в 1958 году General Motors провела успешный тест автомобиля с системой, которая ориентировалась на провода, вмонтированные в дорожное полотно.

Еще ближе к по-настоящему беспилотным автомобилям подошел немецкий профессор Эрнст Дикманс в 1986 году со своим проектом VaMoRs. В рамках программы была создана система, позволяющая автомобилю двигаться автономно по трассе. Машина использовала камеры и сенсоры для восприятия окружающей среды.

автомобиль веймо автопилот

Настоящий прорыв случился только в 90-е годы XX века с широким распространением компьютеров и новыми технологиями передачи данных. Беспилотные машины стали оснащаться лидарами, камерами и компьютерами, способными обрабатывать данные в режиме реального времени. Многое «гражданские» беспилотники тех лет позаимствовали из американской программы DARPA. Именно она (изначально – оборонная программа) дала миру ARPANET (первая в мире компьютерная сеть, предок Интернета), широкое внедрение GPS-технологий позиционирования и беспилотных систем. На этом материале и наработках предшественников расцвели звезды новой эры – Tesla, Waymo и многие другие.

Также читайте: Каршеринг авто: что это такое, как работает, как пользоваться услугой

Как устроен беспилотный транспорт

Единой унифицированной платформы для беспилотных машин не существует – инженеры еще в поиске оптимального «железа» и настроек, есть множество конкурирующих между собой концепций. Например, для одних беспилотников (Tesla) используют ультразвуковые радары, для других (Audi) – лидары или лазерные радары. У каждой технологии есть свои достоинства и недостатки, изыскания продолжаются.

Но, в общем и целом, если не углубляться в частности, то беспилотные машины состоят из таких фундаментальных систем.

Основа основ – сенсоры и датчики, которые позволяют им воспринимать окружающую среду:

  • Те самые лидары, которые создают трехмерные карты пространства с помощью лазерных лучей.
  • Камеры, распознающие объекты, дорожные знаки и разметку.
  • Радары, которые измеряют расстояния и скорость движения других объектов даже в условиях плохой видимости.

Дополняют систему ультразвуковые датчики, используемые при парковке и движении на малых скоростях, а также GPS и инерциальные датчики, обеспечивающие точную навигацию.

тесла модель с салон

Центральным элементом беспилотного автомобиля является бортовой компьютер, который служит своеобразным «мозгом» всей системы:

  • собирает всю доступную информацию от сенсоров;
  • строит карту окружающего пространства в режиме реального времени;
  • прогнозирует поведение объектов на дороге;
  • принимает решения о движении.

Этим занимается сложное программное обеспечение c алгоритмами машинного обучения и технологии компьютерного зрения, которые позволяют автомобилю распознавать и классифицировать объекты, предсказывать их траекторию и планировать собственное движение.

Программные системы у беспилотной машины также контролируют выполнение правил дорожного движения и обеспечивают безопасность автомобиля. Команды, разработанные бортовым компьютером, передаются исполнительным механизмам, которые управляют автомобилем вместо человека. Системы контроля регулируют рулевое управление, ускорение, торможение и переключение передач (если таковое присутствует), обеспечивая плавное и точное выполнение запланированных действий.

Важную роль также играет связь с внешними системами. Беспилотный транспорт использует технологию V2X для обмена данными с другими машинами, дорожной инфраструктурой и интернет-сервисами. Это позволяет им заранее получать информацию о пробках, авариях или ремонтах на дороге, а облачные платформы хранят и обрабатывают большой объем данных для оптимизации алгоритмов.

Также читайте: Номера без флага: законны ли, сколько стоят, где получить

Зачем нужны беспилотные автомобили

тесла модель 3 едет по дороге

Ответов больше одного. Одной из главных причин разработки беспилотного транспорта является повышение безопасности на дорогах. Человеческий фактор остается основной причиной большинства аварий: ошибки водителей, усталость, невнимательность или нарушения правил дорожного движения приводят к трагическим последствиям. Беспилотные автомобили, оснащенные высокоточными сенсорами, камерами и системами искусственного интеллекта, способны минимизировать эти риски. Они не устают, не отвлекаются и могут мгновенно обрабатывать огромные массивы данных, что позволяет избегать аварийных ситуаций.

Если копать в сторону экономики, то беспилотные машины смогут работать над повышением эффективности транспортной системы и снижением пробок. Автономные автомобили могут поддерживать оптимальную скорость движения, более точно выбирать маршруты и сокращать время простоев на дорогах. Благодаря связи с другими транспортными средствами и инфраструктурой беспилотные машины могут координировать свое движение, что особенно полезно в условиях городского трафика. Это приведет к уменьшению заторов и улучшению общей пропускной способности дорог.

Если смотреть на все это философски, то беспилотные автомобили способствуют экономии времени и ресурсов. Люди, которые раньше тратили часы на вождение, смогут заниматься другими делами во время поездок: работать, отдыхать или общаться. Автоматизация также снижает издержки для бизнеса, особенно в сфере грузоперевозок и логистики, где автономные фуры и транспортные средства способны работать круглосуточно, не требуя отдыха. Вкупе с четырехдневной рабочей неделей такая оптимизация важна психологически: меньше стресса, меньше поводов к профессиональному выгоранию, выше производительность труда.

Также читайте: Потерял ключи от машины: что делать, куда обращаться, как сделать новые ключи

Какие беспилотные авто ездят по России и где

камаз челнок

В России за последнее десятилетие появились как минимум три крупных игрока, которые всерьез исследуют беспилотные технологии:

  • институт НАМИ;
  • «Яндекс»;
  • КамАЗ.

Правда, одно зачастую неотделимо от другого. Например, проект беспилотного автобуса ШАТЛ создан в кооперации с КамАЗом.

Непосредственно КамАЗ разрабатывает автономные грузовики и автобусы. Тестирование проводится на дорогах Татарстана, в том числе на полигонах в Набережных Челнах и в Иннополисе. В 2022 году КамАЗ представил беспилотный грузовик «Челнок», также тестируются беспилотные автобусы, которые могут работать на закрытых территориях или специальных маршрутах.

И, конечно, «Яндекс», один из пионеров беспилотного транспорта в РФ. Компания сфокусирована на легковых беспилотниках для такси, а также на дроидах для служб доставки. С 2018 года «Яндекс» активно тестирует свои беспилотные автомобили на дорогах общего пользования. Тестовые зоны есть в Москве, Иннополисе (Татарстан), а также в Сколково и на дорогах Нижнего Новгорода.

В Иннополисе у «Яндекса» беспилотный автомобиль на базе Hyundai Sonata уже используется для перевозки пассажиров в рамках эксперимента. Автомобили с поддержкой четвертого уровня автономности оборудованы лидарами, камерами и сенсорами, позволяющими распознавать объекты на дороге и безопасно маневрировать.

Также читайте: Тип транспортного средства по ПТС

Как регулируются ДТП с беспилотным автомобилем в России и мире

Самый интересный и сложный вопрос. Законодательная база под беспилотники до сих пор находится в активной разработке, единый подход ведущие мировые правительства пока не нащупали.

сотрудник дпс стоит у дороги

В России используется уровневая классификация автономности, которая определяет степень контроля автомобиля над движением. Полностью беспилотные системы, где нет водителя (уровень 4-5), пока применяются только в тестовом режиме. Согласно текущим нормам, в автомобиле на дорогах общего пользования обязательно должен находиться водитель, который может взять управление на себя в случае необходимости.

В случае ДТП с участием беспилотного автомобиля ответственность пока возлагается на владельца автомобиля (если машина действует как обычное транспортное средство), оператора системы (человека, который контролирует работу автомобиля и может вмешаться в его действия).

В ряде случаев, если доказан сбой программного обеспечения или дефект оборудования, ответственность может быть возложена на разработчика или производителя беспилотной системы. Однако для определения виновной стороны требуется экспертная оценка, которая анализирует данные с датчиков и черного ящика автомобиля.

Но в целом в этой сфере практика еще только вырабатывается путем проб и ошибок. Пока, к счастью, без серьезных последствий и летальных исходов.

В разных странах мира регулирование технологии беспилотного транспорта варьируется. В США регулирование осуществляется на уровне штатов, и требования могут сильно различаться. Некоторые штаты разрешают использование машины с автопилотом для коммерческих целей, другие – только для тестирования.

В ЕС принят ряд директив и регламентов, направленных на стандартизацию и безопасность беспилотных машин. Согласно законодательству, если авария произошла из-за дефекта системы автономного вождения, ответственность несет производитель или разработчик программного обеспечения. В случаях гибридного контроля, где водитель обязан следить за дорогой, вина может быть разделена между водителем и разработчиком.

ЕС также требует, чтобы все беспилотные автомобили были оснащены черными ящиками для фиксации данных о работе систем перед аварией.

Также читайте: Категории транспортных средств в техническом регламенте

Как застрахованы беспилотные автомобили

документы в руках у женщины

Эта сфера, как и многое связанное с беспилотниками, в процессе формирования. Проект Федерального Закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» до сих пор в стадии проекта, и по части регулирования ответственности формулировки в нем крайне расплывчатые.

Из имеющейся практики страховых компаний страхуется гражданская ответственность водителя-оператора.

В дальнейшем страхование будет покрывать три вида ответственности:

  • Во-первых, ответственность производителя «железа» или «софта» беспилотника (если будет доказана связь ДТП с допущенными ими ошибками).
  • Во-вторых, ответственность настройщиков и тестировщиков компонентов (если, опять же, будет доказан их вина при настройке/тестировании).
  • В-третьих, владельца беспилотного авто.

Пока что ждем окончательной редакции и принятия федерального закона.

Также читайте: Увезли машину на эвакуаторе: куда звонить?

Сколько стоит беспилотная машина

Самые продвинутые к этой минуте технологии автономного вождения у Tesla, Mercedes-Benz и BMW. Далеко продвинулись в этом направлении китайские NIO, Xpeng и Huawei.

монеты в стопках на столе

Если брать Tesla, то их машины оснащены системой Autopilot (2 уровень) и более продвинутым пакетом Full Self-Driving (FSD), который находится в стадии бета-тестирования (ближе к 3 уровню автономности). Прямо сейчас они «из коробки» умеют поддерживать полосу движения и скорость, автоматически перестраиваться и совершать обгон на трассах, парковаться без участия водителя. Все модели Tesla – Model S, Model 3, Model X и Model Y – поддерживают эти функции. Цены в РФ варьируются от 2,2 млн рублей (Model 3) до 18,3 млн рублей (Cybertruck).

У Mercedes схожая система называется Drive Pilot. Она использует камеры, лидары, датчики и карты высокого разрешения. Автомобиль может самостоятельно управлять движением в пробках или на скоростных трассах при определенных условиях (скорость до 60 км/ч), водитель может временно не следить за дорогой, однако должен быть готов взять управление при запросе системы. Из моделей с системой – флагманы: Mercedes-Benz S-Class (от 7 млн рублей) и электроседан EQS (от 8 млн рублей).

У Audi есть что-то похожее, но сильно усеченное по функционалу на фоне той же Tesla. Их AI Traffic Jam Pilot использует сенсоры, камеры и лидары для автономного управления в условиях плотного трафика. Машина автономно едет только до 60 км/ч на трассах с разделительным барьером. Водителю не нужно держать руки на руле, но система требует готовности к вмешательству. Система, как видим, проще конкурентов, но и стоят флагманские Audi A8 с ней существенно дешевле: в эту минуту – от 6,3 млн рублей.

Важно! Найти и купить машину привычного типа – те, что управляются водителем – можно через «Автокод». Также через наш сервис можно проверить авто на юридические и технические проблемы, проверить владельца авто на долги, банкротство, подделку документов и проблемы с законом.

Также читайте: Что такое регресс по ОСАГО? Можно ли избежать иска от страховой и как это сделать правильно

Преимущества и недостатки беспилотных автомобилей

тесла модель 3 дисплей управления

Того и другого – поровну. Из плюсов сразу хочется выделить повышение безопасности. Убираем человеческий фактор – уменьшается количество ДТП (минус усталость, отвлеченное внимание, алкоголь).

Но противники могут легко найти недостатки беспилотных автомобилей вроде высокой стоимости и технических ограничений: «железо» и софт для автономного вождения, мягко говоря, недешевы, что увеличивает стоимость таких автомобилей. Плюс, при всей технологической продвинутости беспилотные автомобили пока неважно справляются с работой в любых дорожных условиях.

Еще из достоинств – эффективность. Автономные автомобили оптимизируют маршруты и уменьшают время в пути, способствуют снижению затрат на топливо и уменьшению выбросов парниковых газов. На этот аргумент всегда найдется контраргумент: вопросы ответственности при ДТП и этические дилеммы, связанные с решениями автономных систем, остаются нерешенными. О чем вообще разговор, если во многих развитых странах мира до сих пор четко не определены виновники «беспилотного» ДТП?

В общем, у беспилотных авто масса достоинств и преимуществ, но на каждое можно найти весомый недостаток, на поиск и устранение которого у лучших инженерных умов планеты уйдет еще явно не один год.

Автор: Владимир Андрианов

А как вы считаете, что перевешивает в случае электромобилей – достоинства (безопасность, эффективность, экономия) или минусы беспилотных автомобилей (дороговизна, отсутствие универсальности, правовые и этические вопросы)? Напишите в комментариях.

Оцените материал:

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

=