Содержание
Принято считать, что большие автомобили безопаснее на дороге, чем маленькие. Габаритные машины более устойчивы к заносам, менее восприимчивы к колее и позволяют лучше оценивать дорожную обстановку благодаря высокой посадке.
Мы решили выяснить, какой автомобиль безопаснее: крупный или мелкий. Для этого изучили исследования ученых и сравнили краш-тесты больших и маленьких машин, которые проводила европейская ассоциация EuroNCap.
Как размеры авто влияют на безопасность автомобиля: мнение экспертов
В 2015 году ученые американского университета Буффало провели обширное исследование в сфере безопасности автомобилей. Они сравнили, что происходит с машинами и пассажирами больших и маленьких авто во время ДТП.
Итоги исследования оказались ожидаемыми, но не менее интересными. Выяснилось, что пассажиры внедорожников, пикапов и больших седанов меньше травмировались в ДТП, нежели в компактных авто. Небольшое количество увечий получали те, кто передвигался в Dodge Ram, Ford F-150, Land Rover Range Rover, Volvo XC60, Audi A6, Cadillac Escalade. Сильнее всего страдали пассажиры компактных авто, таких, как Mitsubishi Galant, Nissan Sentra, Ford Fiesta и др.
Эксперты также установили, что помимо размеров, на безопасность напрямую влияет масса автомобиля. При увеличении веса авто на 500 кг, его безопасность повышается на 19%. И если маленькая и большая машина столкнутся на одинаковых скоростях, по закону сохранения импульса, мелкому автомобилю передастся больше энергии за счет меньшей массы. Пассажиры испытают сильное ударное воздействие в отличие от тех, кто находился в пикапе или внедорожнике. Большой автомобиль отделается повреждениями бампера и капота, а мелкий будет смят, как картонная коробка.
Меньше всего люди колечились в крупных полноразмерных седанах с высокой массой и низкой посадкой, например, в Mercedes S-класса и Chevrolet Malibu. У таких машин на силу удара влиял не только размер и масса, но еще и центр тяжести. Он у больших седанов располагается в одной плоскости с двигателем и пассажирами, поэтому таранный удар воспринимается ровно, машина не подпрыгивает. У внедорожников центр тяжести располагается высоко — машину подбрасывает и опрокидывает вперед.
Таким образом, самый безопасный автомобиль, по мнению американских ученых, — это тяжелая, длинная, невысокая машина.
Также читайте: Как узнать, что автомобиль продается после ДТП: 5 верных признаков
Из чего еще складывается безопасность автомобиля
Помимо размеров, центра тяжести и веса автомобиля, есть и другие параметры, которые влияют на безопасность автомобиля.
Средства безопасности. Подушки безопасности, ассистенты слепых зон, системы удержания в полосе, камеры кругового обзора и лидары, способные удерживать дистанцию за впереди идущим авто, дают больше уверенности на дороге.
Состояние кузова. Автомобиль с измененной после удара геометрией кузова не сможет полноценно защитить людей при повторной аварии. Поэтому перед покупкой важно проверять, были ли у машины ДТП. Вот пример: девятилетняя Teana, которая, со слов владельца, продается с целым кузовом.
Проверка через avtocod.ru показала сразу несколько серьезных проблем, в том числе три ДТП и шесть расчетов ремонтных работ!
Аварии произошли в 2017, 2018 и 2019 году.
Если посмотреть на схемы повреждений, машина бита почти вкруг. По первой аварии расчеты ремонтных работ производились трижды. На восстановление ушло почти 790 тыс. рублей.
По второму ДТП сумма ремонта составила почти 675 тыс. рублей.
В третьем ДТП машина получила повреждения левой четверти заднего бампера и боковины. На ремонт ушло до 10 тыс. рублей.
Судя по всему, хозяин лукавит. Целым после нескольких ДТП кузов машины не будет. Можно спокойно отказываться от покупки и смотреть другие варианты.
Тип кузова. Автомобили с несущим кузовом в одинаковых аварийных условиях защищают людей намного лучше, чем рамные. Рама почти не мнется, и вся энергия при ударе полностью передается автомобилю, что влечет за собой серьезные травмы людей. Автомобиль с несущим кузовом более податлив и работает наподобие пружины, плавно гася удар.
Клиренс. Чем выше автомобиль, тем больше шансов, что удар во время аварии придется на жесткий порог или лонжерон. За счет этого салон авто будет испытывать не такие высокие деформации и тем самым меньше травмирует людей.
Также читайте: Как «тотал» после ДТП возвращается на вторичку
Что показывают краш-тесты автомобилей
Чтобы понять, как ведут себя большие и мелкие авто в равных условиях, мы отобрали машины и сравнили краш-тесты Euro NCAP.
Fiat 500 (2017 г.) и Mercedes-Benz GLE (2019 г.)
В тесте с лобовым препятствием проигрывает «Фиат». За счет меньшего расстояния от головы водителя до глухой стены манекен испытывает намного выше перегрузок на шейный отдел и колени.
В тесте на боковой удар побеждает «Мерседес». За счет высокого клиренса и большой массы удар пришелся в жесткий порог GLE, ниже уровня таза водителя.
В то время, как боковая стойка «Фиата» прогнулась внутрь, нанеся удар манекену в височную область.
Итог: Mercedes-Benz GLE получил 5 звезд, отличившись высокой степенью защиты людей в салоне. Fiat 500 не смог достойно обезопасить водителя и пассажиров в первую очередь за счет своих размеров и заработал всего 3 звезды.
Volkswagen up! (2019) и Land Rover Discovery (2020)
Volkswagen up! плохо прошел тест на лобовой удар. На кадрах видно, как сильно разбилась передняя часть авто. Рулевая колонка и торпедо выдвинулись в сторону манекена и зажали его.
При боковом ударе у Land Rover Discovery удар пришелся в жесткий порог и сместил автомобиль, а не деформировал его. У «Фолькса» промялась стойка и выбилось стекло.
Итог: Land Rover показал высокую степень безопасности благодаря своим габаритам и массе, что нельзя сказать про кроху VW.
Fiat Panda (2020) и Audi Q7 (2020)
При лобовом ударе ремень безопасности «Панды» врезался в шею пассажира, а водитель выскользнул вниз.
При лобовом и боковых ударах Audi Q7 манекены были защищены хорошо. Испытания передних сидений и подголовников показали отличную защиту от хлыстовых травм в случае столкновения сзади.
Итог: «Панда» получила 0 звезд в испытаниях. Из-за размеров, веса и эргономических просчетов водитель и пассажиры «Фиата» получат тяжелый вред здоровью.
Volvo S90 и Toyota Augo
В данном случае та же картина, что и в тесте «Мерса» и «Фиата». Манекен в Toyota испытал большие перегрузки в отличие от манекена в Volvo за счет меньшего расстояния от рулевой колонки до места удара.
При боковом ударе видно, как хорошо отработала боковая стойка Volvo. В то время, как в «Тойоте» боковая подушка безопасности ударила в шею манекена, нанеся серьезные травмы.
Итог: Тесты показали высокую степень защиты водителя и пассажиров в Volvo за счет массы, длины и низкого центра тяжести авто.
Jaguar F-Pace (2017) и Suzuki Swift (2017)
Боковой удар хорошо показывает, как масса авто влияет на характер повреждений. Если «Свифт» отбросило на несколько метров при ударе, то «Ягуар» отделался небольшой вмятиной.
Итог: Как и все большие авто в данном тесте «Ягуар» смог хорошо вынести удары в отличие от малолитражки «Сузуки».
Также читайте: Как понять, что б/у автомобиль в хорошем состоянии
Какой автомобиль безопаснее
Таким образом, если вы хотите максимально защитить себя и свою семью на дороге, лучше выбирать большой автомобиль. При соблюдении всех правил дорожного движения риски погибнуть в крупном авто намного ниже, чем в мелком.
Автор: Андрей Спесивцев
Что вы думаете по поводу безопасности больших и маленьких авто? Кто, на ваш взгляд, безопаснее? Напишите в комментариях.