10 августа в Москве после ДТП взорвался и полностью сгорел электромобиль Tesla. По некоторым данным, машина двигалась на автопилоте и не заметила стоящий на обочине грузовик. Электрокар ударился об эвакуатор боком, дважды взорвался и вспыхнул. Момент взрыва автомобиля Tesla записал и выложил в Сеть автомобилист, ехавший по встречной полосе.
По счастливой случайности все, кто находился в электромобиле, остались живы и отделались травмами.
Как такое вообще возможно?
Московский инцидент с взрывом «Теслы» далеко не первый в мире. Так, в апреле 2019 года в Китае на парковке неожиданно задымился и взорвался седан Model S.
Еще один нашумевший инцидент произошел в июле 2014 года в Лос-Анджелесе Мужчина угнал автомобиль Model S, не справился с управлением и врезался в фонарный столб. От удара машина раскололась пополам и загорелась. Сам угонщик остался жив и попал в больницу.
Так почему же взрываются и горят «Теслы»? Причиной возгорания электромобиля при ДТП может стать конструкция батарей. Литий-ионные аккумуляторы не любят перегревов. И если в момент аварии нарушается система охлаждения, то происходит короткое замыкание со всеми вытекающими.
Во-вторых, у ранних Tesla Model S (до 2014 г. в.) есть чисто конструктивный просчет — слабое днище и слабая же защита батарейного отсека. Из-за этого после наезда на препятствие или посторонний предмет аккумуляторы могли получить повреждения и вспыхнуть. После двух подобных инцидентов Tesla доработала днище и блок аккумуляторов, прикрыв их усиленной титановой защитой.
Но самое, пожалуй, страшное не в том, что машина может загореться при ДТП, а в том, что ее невероятно сложно после этого потушить. Литий-ионные батарейки при горении выпускают токсичные пары и могут заново вспыхнуть в течение нескольких суток.
Поэтому у пожарных разных стран (США, Нидерландов) есть особые инструкции для тушения именно электромобилей. Например, выливать непосредственно на батарейный блок 18 кубов воды, а потом держать останки автомобиля в «карантине», чтобы при случае пресечь возобновившееся возгорание. В Голландии же сгоревший электромобиль сразу помещают в бокс с водой — своеобразный бассейн.
Также читайте: Вся правда о гибриде Toyota Prius II (XW20)
Получается, электромобиль брать не нужно?
Никак нет. По всему миру наберется едва ли три-четыре десятка подобных историй. И не только про «Теслу», но и про другие электромобили, про Nissan Leaf, например. Чисто статистически, сами понимаете, это капля в море. К тому же нельзя сказать, что автомобили с обычными ДВС взрыво- и пожаробезопасны. Нет: точно также горят и взрываются. Так, в июле в соревнованиях «Московская миля 2019», проходивших в Подмосковье, Nissan GT-R вылетел с трассы, снес телевизионную вышку и загорелся. Пилот погиб в горящем автомобиле.
Однозначно назвать конструкцию электромобиля опасной нельзя. По крайней мере, до тех пор, пока их не станет достаточно много для оперирования точной статистикой. И проблема «брать/не брать» тут лежит в другой плоскости: брать просто нечего. Предложений по «Теслы» на вторичном рынке ничтожное: 46 экземпляров по всей стране, почти половина из которых — сравнительно новый Model X, продающийся от 6,8 до 11,5 млн. рублей. А вот по легендарной Model S размещено всего 13 предложений от 2,8 до 12 млн рублей.
Также читайте: Битва гибридов: Toyota Prius против Chevrolet Volt
Чего ждать от бэушной Tesla
Главным образом, проблем с сервисом. Особенно если вы живете за пределами Москвы. Официально Tesla в стране не представлена, возят их по-серому, обслуживают так же. Известны случаи, когда для устранения гарантийных поломок машину грузили на эвакуатор и везли к дилеру в Берлин...
Что до нашумевших возгораний, то совет можно дать один — искать сравнительно свежие экземпляры Model S, после 2014 года с модернизированным и усиленным днищем. И не попадать в ДТП, конечно.
Автор: Владимир Андрианов
А вы бы купили себе электромобиль? Или, может быть, у вас был опыт использования электрокара? Как автомобиль показал себя в эксплуатации?