Депутаты предложили внести поправки в правила использования электросамокатов. Соответствующие обращение в Минтранс направил член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский.
В частности, предлагается:
- запретить езду на электросамокатах по пешеходным улицам;
- ограничить максимально допустимую скорость до 15 км/ч;
- допустить к управлению только лиц, достигших совершеннолетия.
Причиной для введения таких мер стал двукратный рост аварий с участием средств индивидуальной мобильности за последние 3 года:
- в 2020 году было зафиксировано 430 случаев;
- в 2022 году – 976;
- в 2023 – 941 ДТП.
И это несмотря на введенное ограничение скорости до 25 км/ч для прокатных электросамокатов на законодательном уровне.
Как показывает практика, из-за отсутствия должного контроля и правоприменения безопасность людей, особенно детей и подростков, в настоящее время должным образом не обеспечивается. Статистика аварий говорит о том, что внесенные поправки сейчас не работают, именно поэтому Якубовский предлагает снизить скорость арендуемых электросамокатов до 15 км/ч. Депутат утверждает, что сейчас допустимая скорость превышает скорость пешеходов в 5 раз. А запрет на езду по пешеходным улицам необходим для того, чтобы люди могли спокойно прогуливаться и осматривать достопримечательности, а не уворачиваться от летящих самокатчиков.
Также читайте: В экзаменационные билеты на права включили вопросы по электросамокатам
Операторы против
Мнения относительно инициативы разделились. Поддержали идею в Следственном комитете РФ, где ранее уже обращали внимание на проблему и предлагали ввести ответственность для сервисов проката самокатов. В ведомстве считают, что благодаря поправкам существенно снизится количество аварий с участием СИМ.
Операторы кикшеринга назвали такие меры излишними. По их мнению, поправки не повлияют на безопасность поездок. По их словам, предельная скорость электросамокатов сейчас и так регулируется в зависимости от локации.
К примеру, у Whoosh действует ограничение в 10-15 км/ч на улицах с плотным пешеходным трафиком, а также в скверах и парках. У компании Lite в таких местах установлено ограничение 5-15 км/ч. Как отметили операторы, большая часть поездок (около 77%) приходится на транспортные, а не прогулочные маршруты. Общее снижение скорости не позволит пользователям быстро и комфортно добираться до конечной точки, поэтому такая мера будет излишней.
В Ассоциации операторов микромобильности также не поддержали инициативу, но отметили необходимость введения возрастных ограничений. В настоящее время согласно ПДД под присмотром родителей самокатами могут управлять и дети в возрасте от 7 до 14 лет. Однако скорость реакции и небольшой вес ребенка не позволяют адекватно использовать тяжелый электросамокат, подчеркнули в ассоциации.
Также читайте: В России не будут дважды наказывать за сбитых пешеходов
Повышение штрафов
Ранее ряд предложений по изменению правил для электросмокатов обсуждали в Совете Федерации. Там хотели убрать их с городских улиц и оставить только в парках, где есть выделенные дорожки, или в частных поселках, где жители были бы с этим согласны.
Также предлагалось повысить штрафы за нарушение правил на электросамокатах минимум в 10 раз. Текущая максимальная сумма в 1 500 рублей была установлена еще в 2007 году, когда этого было вполне достаточно.
Автор: Елена Сапунова