Содержание
«Паркетники», «псевдовнедорожники», «вседорожники». Как ни называй кроссоверы, суть одна: это едва приподнятая уже не легковушка, полноприводный недовездеход. Лидеры всех рейтингов, Sport Utility Vehicles и кто из них самый король.
У SUV был долгий и тернистый путь. Прародителем формата хочет считаться много кто (от отечественной «Нивы» с несущим кузовом до японских RAV4 / HR-V / Qashqai), но ясно одно: существуют они давно, не одно десятилетие точно.
Но при этом только на излете нулевых кроссоверы в России стали доминирующей силой на авторынке. Сейчас, например, до 60% всех продаж новых легковушек приходится на этот сегмент.
Вторичку тренд тоже догонит, ведь машины уже уходят во вторые руки. Какие кроссоверы будут популярны, другой вопрос. Но легко догадаться, если посмотреть на рейтинг «Автостата» по самым продаваемым новым SUV в ушедшем десятилетии.
Каким тиражом разошлись машины, сколько они стоят на вторичке сейчас и почему пользуются спросом, рассказываем в материале.
10 место – Mitsubishi Outlander
- Тираж: 206 800 штук
- Цены на б/у: 929 000 – 2 646 000 рублей
- Двигатели / трансмиссии: 2,0 / 2,4 / 3,0 л (146 / 167 / 227 л. с.), вариатор, передний или полный привод
«Японец» по спросу всегда сильно уступал даже «Тигуану» с его неоднозначной репутацией. Немецкий кроссовер за последние 30 дней через avtocod.ru проверили более 11 тыс. раз, а Outlander – 6 200.
При этом интерес к «Ауту» стабильный. У него есть своя лояльная аудитория, которая готова мириться и с дохлыми атмосферными силовыми агрегатами, и с глупейшим вариатором, и с допотопным оснащением / отделкой.
Зато в пересчете кубометров внутреннего объема на рубли Outlander выглядит выгодной покупкой. За миллион и даже чуть меньше можно взять настоящего «японца» на «проверенных временем агрегатах».
Привод полный, опять же. Просвет не игрушечный, а честные 21,5 см. Для кого-то одно это станет решающим выбором.
Без проблем, по статистике avtocod.ru, продается каждый четвертый Mitsubishi Outlander. Каждый третий сбывается с ДТП или дубликатом ПТС.
У каждого четвертого «Аута» скручен пробег или имеются неоплаченные штрафы. Каждый пятый автомобиль идет на продажу с ограничениями ГИБДД.
Также читайте: Обзор Mitsubishi Outlander II 3.0: плюсы и минусы почти внедорожника
9 место – Nissan X-Trail
- Тираж: 222 600 шт.
- Цены на б/у: 570 000 – 1 500 000 рублей (T31 кузов), 935 000 – 2 700 000 рублей (T32 кузов)
- Двигатели / трансмиссии: 2,0 / 2,5 л (141-144 / 169-171 л. с.) и 1,6 л (130 л. с., дизель), механика или вариатор, передний или полный привод
X-Trail в Т-31 кузове был брутальным, квадратным, мужицким и вместимым. Т-32-й брутальность и мужественность подрастерял, но менее просторным от этого не стал.
А вот приобрести – ничего не приобрел. Моторы минимально модернизированы и номинально стали мощнее, но вариатор и муфта для переброски момента на заднюю ось – на своих местах. Да и оснащение не сказать, чтобы топ: со Sportage за те же деньги «Ниссану» в этом смысле бороться тяжеловато.
Да он и не борется, кажется. Невзыскательной публике хватает японского имиджа и сравнительно невысокой стоимости покупки и владения на его век хватит.
Большая часть подержанных «Икс-Трейлов» продается с неоплаченными штрафами (каждый третий автомобиль).
Каждый четвертый экземпляр сбывается с ДТП, каждый шестой – с дубликатом ПТС. Единичные экземпляры предлагаются с ограничениями ГИБДД, скрученным пробегом или в залоге. Без проблем предлагается каждый четвертый кроссовер.
Также читайте: Недовнедорожник: обзор Nissan X-Trail II
8 место – Nissan Qashqai
- Тираж: 248 600 шт.
- Цены на б/у: 800 000 – 2 400 000 рублей
- Двигатели/трансмиссии: 1,2 / 2,0 л (115 / 144 л. с., бензин) и 1,6 л (130 л. с., дизель); механика или вариатор, передний или полный привод
«Кашкаю» было легко в статусе бестселлера на пустом рынке. Когда сегмент SUV начал расти как на дрожжах, Qashqai позиции сильно сдал и не собирается возвращаться в топ кроссоверов.
Для этого у него ничего особого нет. Как и в случае с X-Trail, немецкие конкуренты предлагают более современный функционал и линейку силовых агрегатов, а корейцы делают то же самое, но еще и дешевле.
А «Кашкай»… А что Qashqai? Ладный, просторный, сравнительно недорогой. Но что с того, если даже два бензиновых литра в паре с вариатором не везут, еще и топлива при этом просят, как машина на два размера больше? Понятно, почему аудитория идет в сторону более функционального и бодрого «Тигуана» или в сторону «Креты».
Зато каждый второй Qashqai продается без проблем. У каждого пятого есть ДТП.
Редкие экземпляры продаются с ограничениями, неоплаченными штрафами, скрученным пробегом или в залоге.
Также читайте: Обзор Nissan Qashqai 2011 года: чем хорош, а чем плох
7 место – Volkswagen Tiguan
- Тираж: 254 900 шт.
- Цены на б/у: 545 000 – 2 100 000 рублей (Mk1), 1 040 000 – 3 100 000 рублей (Mk2)
- Двигатели / трансмиссии: 1,4 / 2,0 л (150 / 170-180-200 л. с., бензин) и 2,0 л (140-150 л. с., дизель); механика, автомат, «робот»; передний или полный привод
Ни репутация коробок, ни репутация поршневой на моторах TSI, ни скандалы с прошивкой ABS, ни обледенение стартеров на отбили интереса автомобилистов от «Тигуана» и не выбили его из десятки лидеров.
Может, потому что он едет получше многих других участников списка. Может, потому что не так страшны «робот» и поршневая, как их малевали на форумах в конце нулевых. Ну, или сочетание просторного салона, качества его исполнения, тяги наддувных моторов и топливной экономичности вкупе с настройками шасси все возвращают и возвращают к нему покупателей.
Кто ж вот разберет.
На вторичке это очень проблемный автомобиль. С чистой историей, по статистике avtocod.ru, продается каждый шестой кроссовер. Каждая третья машина сбывается с ДТП или неоплаченными штрафами.
Каждый пятый «Тигуан» продается в залоге или со скрученным пробегом. Реже встречаются авто с ограничениями, дубликатом ПТС, в лизинге и после такси.
Также читайте: Тест-драйв «Фольксваген Тигуан» 2015 года: так ли хорош «Пятачок»?
6 место – KIA Sportage
- Тираж: 280 200 шт.
- Цены на б/у: 550 000 – 1 600 000 рублей (III поколение) / 1 070 000 – 2 700 000 рублей
- Двигатели / трансмиссии: 2,0 – 2,4 л (150 – 177 л. с., бензин), 2,0 (136-184 л. с., дизель); механика или автомат; передний или полный привод
Слава и уважение среди аудитории вполне понятны – корейцы берут лучшее от двух миров. Со стороны европейских производителей – богатое оснащение, зачастую гораздо более передовое, чем у японских. Зато от «япов» они берут простоту и надежность фундаментальных узлов (шасси / моторы / трансмиссии).
В итоге мы получаем кроссоверы не такие резвые и управляемые, как «немцы», зато надежные, как «японцы». И наоборот: не такие убогие внутри, как «японцы», зато такие же долговечные.
К KIA Sportage двух последних поколений это относится в полной мере. Где-то в глаза бросится простота материалов отделки, зато обогрев заднего дивана там был задолго до того, как это стало общим местом. А уж сочетание климат-контроля, полного привода, камеры заднего вида и обогрева руля за такие деньги до сих пор мало кто предлагает.
Так что любовь широкой публики к Sportage понятна и рациональна. Только за последний месяц через сервис avtocod.ru его пробили более 10 тыс. раз.
Главное, перед покупкой залезть с эндоскопом в цилиндры – задиры посмотреть. Проблема массовая. Решение – капремонт на многие и многие десятки тысяч рублей.
Также важно пробить машину на ДТП. С этой проблемой сбывается каждый третий автомобиль. Каждый четвертый кроссовер с пробегом продается с дубликатом ПТС и неоплаченными штрафами. У каждого пятого авто имеются ограничения ГИБДД и скрученный пробег.
Также можно нарваться на «Спортейджи» в залоге. Без проблем сбывается каждый шестой SUV.
Также читайте: Почти идеал: обзор KIA Sportage III поколения
5 место – Hyundai Creta
- Тираж: 289 800 шт.
- Цены на б/у: 760 000 – 1 700 000 рублей
- Двигатели / трансмиссии: 1,6 – 2,0 л (123-150 л. с.); механика или автомат; передний или полный привод
Чем ближе к вершине списка кроссоверов, тем бюджетнее и проще будут модели. Что логично. Нелогично, что Creta почему-то расположена так низко – всего 5 место по тиражам, хотя на рынке она уже достаточно много лет и вполне могла бы закрепиться в статусе лидера.
Для этого у нее есть беспрецедентное сочетание цены / качества. С одной стороны, машина стоит чуть дороже «Соляриса». С другой, это уже не «Солярис»: тут 19 см просвета, полный привод как опция, хорошая геометрическая проходимость – идеальная машина для 99% территории России.
Недостатков тоже хватает: это и неважная обзорность, и вопиющая дешевизна отделки, и такое же бюджетное шасси, с которым ни о каком удовольствии от вождения говорить не приходится.
Без проблем на вторичке продается каждая вторая «Крета». У каждой пятой машины имеются ДТП и неоплаченные штрафы. У каждого шестого кроссовера б/у есть залог или запрет на регистрацию.
Единичные «Креты» продаются со скрученным пробегом, дубликатом ПТС, после лизинга и даже в розыске.
Также читайте: Почему все покупают Hyundai Creta: обзор плюсов и минусов корейского кроссовера
4 место – Toyota RAV4
- Тираж: 322 000 шт.
- Цены на б/у: 1 000 000 – 2 500 000 рублей (IV поколение) и 1 700 000 – 3 200 000 рублей (V поколение)
- Двигатели / трансмиссии: 2,0 – 2,5 л (146-149-180-199 сил); механика или вариатор; передний или полный привод
Слова излишни. Лидер по остаточной стоимости, максимально ликвидная машина со средним сроком продажи «Ушло уже вчера», сын маминой подруги по надежности и долговечности.
И ради этого все покупатели RAV4 готовы закрыть глаза на оснащение из 90-х, и на внешний вид как у «корейцев» примерно тех же лет, и на отсутствие «ездовых повадок» как класса.
Идеальный вариант для домохозяйки или хозяина, которым неинтересно вождение как процесс, владение как процесс и выбор автомобиля как процесс. Можно брать без особых мук выбора, без других мук повладеть, а потом продать с минимальной утратой.
И никогда не вспоминать.
Каждый второй автомобиль продается без технических и юридических проблем. У каждого третьего есть ДТП. Каждый четвертый RAV4 сбывается со скрученным пробегом.
У единичных кроссоверов имеются неоплаченные штрафы, ограничения ГИБДД, залог и дубликат ПТС.
Также читайте: Ни в чем не виновный Рафик: обзор Toyota Rav4 IV поколения
3 место – Chevrolet Niva
- Тираж: 374 000 шт.
- Цены на б/у: 170 000 – 900 000 рублей
- Двигатели / трансмиссии: 1,7 л (80 л. с.), механика, полный привод
Весьма сомнительно включение этого автомобиля в рейтинг самых популярных кроссоверов, потому что машина с постоянным полным приводом, блокировками и безграничными возможностями тюнинга – это все-таки не SUV в его сегодняшнем понимании.
И тем не менее смысл в «Ниве» есть. С минимальными апгрейдами (вроде А/Т-шных шин) она вполне может доехать туда, откуда уезжать придется трактором и при этом увозить на себе четырех пассажиров (правда, в трактор столько не уберется – придется пешком).
А главное – ее не жалко. Совсем. Запчасти грошовые, расходники копеечные, обслуживать можно в чистом поле. Если обслуживать уже нечего, можно просто бросить. Далекие потомки откопают ее окаменелости и будут думать, что это такой динозавр.
На вторичке «Нива» чаще всего продается без проблем (каждый третий автомобиль). Каждый четвертый предлагается со скрученным пробегом, ДТП и неоплаченными штрафами. У каждого шестого авто есть дубликат ПТС.
Редкие экземпляры идут на вторичку с ограничениями ГИБДД.
Также читайте: Chevrolet Niva — из грязи в город. Опыт одного владельца
2 место – LADA 4x4
- Тираж: 395 700 шт.
- Цены на б/у: 400 000 – 900 000 рублей
- Двигатели / трансмиссии: 1,7 л (83 л. с.), механика, полный привод
Еще один «экспонат», без которого рейтинг кроссоверов может и обойтись, но из песни слов не выкинешь. В России LADA 4x4 (экс-Niva, а теперь снова Niva) – часть культурного кода, национальной идентичности и этнического «эго» – как балалайка, баня, водка, гармонь и лосось.
В принципе, все вышесказанное про «Шниву» применимо и к «Ниве». С той лишь разницей, что у «старой» Niva есть неповторимый шарм прижизненного ретро: хрестоматийный силуэт, вечно живой, как советский герб.
LADA 4x4 – по-прежнему идеальный вариант для второй машины: выходного дня, в качестве заготовки для трофи-рейдового снаряда и лучший транспорт для сельской местности. С незначительными вкраплениями цивилизации поздних «нулевых». Версии Urban добавили, например, штатный кондиционер, а у совсем поздних итераций (после 2019 года) появилась даже боковая подушка безопасности. Правда, единственная, со стороны водителя.
Но каков прогресс за полвека!
Без проблем продается каждая третья LADA 4x4. Каждый четвертый автомобиль сбывается со скрученным пробегом, неоплаченными штрафами и ДТП, каждый пятый – с регистрационными ограничениями.
Единичные 4х4 предлагаются в лизинге, залоге и после утилизации.
Также читайте: Два старика: сравнение «Шевроле Нива» и «Лада Нива»
1 место – Renault Duster
- Тираж: 451 100 шт.
- Цены на б/у: 340 000 – 1 614 000 рублей
- Двигатели / трансмиссии: 1,6 – 2,0 л (114-143 л. с., бензин) и 1,5 л (109 л. с., дизель), механика/автомат, передний или полный привод
Великая – кроме всяких шуток! – машина. Если Logan показал россиянам, что «дешевая» машина – это не только стыд и унижение, то Duster показал, что полноприводная и полноформатная машина – это не только для богатеев.
Да так убедительно показал, что разошелся тиражом почти в полмиллиона экземпляров – никто за десятилетие не смог показать такого же результата. Сказалась и надежность конструкции, и демократичная цена, и солидное качество. И даже теснота салона, и мелкота багажника не стали помехой – за «Дастерами» очереди стояли во все времена и при любом обвале рубля.
На вторичке смотреть надо на рестайлинговые варианты – там полно неочевидных, но принципиальных улучшений. Например, с постоянным полным приводом можно ехать до 80 км/ч (у дорестайла муфта размыкалась после 60 км/ч), появился штатный автозапуск с кнопки, чуть менее убогий салон.
По цене иной «Шнивы» Duster по глине уедет немногим меньше, чем она, зато по комфорту и качеству исполнения будет ближе к «Крете», которая сильно дороже.
Настоящий универсальный солдат, рабочая лошадка, первый парень на деревне и верный пес Мухтар.
Каждый второй «Дастер» продается без проблем. У каждого третьего есть ДТП.
У единичных кроссоверов могут быть неоплаченные штрафы, скрученный пробег или залог.
Автор: Владимир Андрианов
*** Статья авторская. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Какой кроссовер из списка вы купили бы и почему? Напишите в комментариях.