Содержание
- Что такое режим труда и отдыха водителя
- Кто отвечает за соблюдение режима труда и отдыха водителя
- Нормы режима труда и отдыха водителей
- Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси
- Примеры: сколько нужно отдыхать водителям
- Кто проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителя
- Штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя
- Часто задаваемые вопросы
Автомобилистам запрещается управлять ТС с нарушением режима труда и отдыха (п. 2.7 ПДД РФ). По статистике, из-за усталости в нашей стране происходит треть автомобильных аварий. Рассказываем, сколько времени обязаны трудиться и восстанавливаться водители.
Что такое режим труда и отдыха водителя
Режим труда и отдыха водителя (РТО) – это установленный законом порядок чередования времени труда и отдыха. Главная его цель – предотвратить переутомление автомобилистов, чтобы снизить вероятность ДТП и повысить безопасность других автолюбителей на дороге.
Правила организации рабочего времени и отдыха для водителей изложены в следующих документах:
- Приказ №424 Минтранса – для сотрудников организаций и ИП.
- Статья 26 ПДД – для сотрудников, трудоустроенных у частных лиц.
Режим труда и отдыха водителей ограничивает длину рабочих смен и интервалов для отдыха.
Рабочее время
Рабочее время – это время, проводимое за рулем. Параллельно водитель осуществляет сопутствующие действия:
- проходит медицинский осмотр у врача до и после поездки;
- ожидает, пока погрузят/разгрузят автомобиль;
- обслуживает машину;
- простаивает по независящим от него причинам.
Если машину ведут два человека, время отдыха другого водителя, пока автомобилем управляет первый, не учитывается.
Отдых
Время отдыха – это время, выделяемое на обеденный перерыв и отдых. Обедать разрешается от получаса до пары часов. Каждодневный отдых составляет не меньше удвоенного рабочего времени накануне. Так, если водитель отработал десять часов, завтра вместе с перерывом на обед он отдохнет не меньше двадцати часов.
Существует также специальный перерыв для отдыха. Он учитывается в смене и при начислении заработной платы.
Также читайте: Как оформить ОСАГО на грузовой автомобиль
Кто должен соблюдать нормы режима труда и отдыха водителей
Соблюдение режима труда и отдыха водителей возложено на граждан, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками. И неважно, на себя трудится автомобилист в рамках предпринимательской деятельности либо на компанию.
Исключение в выполнении требований РТО возложено на водителей с непостоянным режимом работы: полицейских машин, авто вневедомственной охраны и проч.
Кто отвечает за соблюдение режима труда и отдыха водителя
Ответственность за соблюдение режима труда и отдыха водителей несут работодатели и водители. Предприниматели и фирмы, занимающиеся транспортной деятельностью, обязаны оснащать машины тахографами. Эти устройства фиксируют начало и конец рабочей смены, а также скорость и пройденный путь. Проверка сведений прибора доступна лишь автоинспекторам – автомобилисты знают это, что, в свою очередь, предотвращает нарушение режима труда и отдыха водителя.
График работы водителей прописывается во внутренних трудовых документации фирмы и трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). В табеле учитываются часы работы, перерывы и выходные дни.
Обычные автомобилисты выстраивают порядок работы и отдыха самостоятельно – соответственно своему физическому и эмоциональному состоянию.
Также читайте: Что такое система «Платон» и как она работает
Нормы режима труда и отдыха водителей
Особенности режима труда и отдыха водителей указаны в Приказе Минтранса РФ.
Рабочее время учитывается:
- Ежедневно. Длина смены высчитывается в рамках одного дня либо недели. В течение дня автомобилист ездит на машине не больше девяти часов, в течение недели – не больше сорока часов.
- Суммированно. Используется, если из-за условий работы водитель не может соблюдать каждодневную или еженедельную длительность рабочей смены, например, в один день трудится девять часов, а в другой – десять. Продолжительность смены высчитывается в рамках одного месяца. За этот срок водитель обязан отработать не больше 160 часов.
При таком расчете длину рабочего дня могут увеличить до десяти часов, но не больше пары раз в семь дней.
В некоторых ситуациях длину смены могут продлить до двенадцати часов, например:
- Водителю надо приехать к месту отдыха или завершить транспортировку.
- Водители перевозят пассажиров на городских и пригородных автобусах.
- Водители осуществляют транспортировку для медицинских учреждений, операторов связи, коммунальных и аварийных служб, такси и иных организаций.
После каждых 4,5 часов пребывания за рулем водители могут делать специальный перерыв длиной не менее 45 минут. Разрешается поделить его на части: первая – не меньше четверти часа, последняя – не меньше получаса.
Для водителей автобусов и такси допускаются специальные перерывы длительностью не меньше десяти минут. Общее время перерывов для них составляет не меньше трех часов, для других водителей – пять часов. Если водитель ездит на машине восемь часов и имеет один час для обеда, ему не требуются специальные перерывы.
Также читайте: Штраф за перегруз грузового автомобиля
Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси
Режим труда и отдыха водителя такси
Рабочая смена таксиста соответствует той, что описана выше. То есть он тоже проходит осмотр у медика до и после поездки, находится за рулем, простаивает в ожидании заявок, отдыхает от вождения, обслуживает машину.
Время отдыха водителя такси включает:
- Перерыв на обед и отдых. Пообедать и отдохнуть водитель может в середине рабочей смены. На это ему отводится от получаса до двух часов.
- Отдых между сменами. По длительности вдвое превышает рабочую смену.
- Выходные дни.
Ненормированный график водителям такси устанавливать нельзя.
Режим труда и отдыха водителей автобусов и грузовиков
Режим труда и отдыха для водителей автобусов и грузовых авто от 3,5 т прописан в статье 26 ПДД.
Документ предписывает следующий график работы:
- Водители не могут находиться за рулем более девяти часов в сутки.
- Продолжительность смены можно увеличить до десяти часов. Это допустимо не больше двух раз в неделю.
- В течение семи дней водитель может отработать не больше 56 часов, в течение двух недель – не больше 90 часов.
Если водители работают в опасных условиях, их смена должна продолжаться 8 часов, а рабочая неделя – 36 часов.
Также читайте: Какой штраф за отсутствие путевого листа в 2024 году
Примеры: сколько нужно отдыхать водителям
Водители такси
Работники таксомоторных компаний изредка работают по суммированному учету рабочей смены. Им не надо передвигаться между городами и пребывать на трассе по десять часов подряд. Соответственно, водители такси используют ежедневный способ учета – не больше сорока часов в неделю.
За продолжительностью рабочей смены следит специальное приложение, через которое водители принимают заказы. Если водитель нарушает график, приложение блокирует новые заявки от граждан.
Рабочая смена таксиста
Деятельность |
Время |
Управление автомобилем |
2 часа |
Заправка авто, перекус |
30 минут |
Управление автомобилем |
3 часа |
Обед, отдых |
45 минут |
Управление автомобилем |
3 часа |
Время отдыха – 1 час 15 минут |
|
Время за рулем – 7 часов |
|
Продолжительность смены – 8 часов 15 минут |
Дальнобойщики
Рабочая смена дальнобоев выстраивается по договоренности с работодателем. Если по договору водитель трудится сорок часов в неделю, в сутки дальнобойщик должен отработать восемь часов. Если же он по каким-то причинам не укладывается в график и проводит за рулем больше времени, переработанное время он может распределить по другим дням недели.
Если же водитель часто находится в рейсе неделю и более и из-за огромных расстояний не укладывается в сорок часов в неделю и в восемь часов в смену, его часы работы удобно высчитывать суммированным способом (160 часов в неделю). Дальнобойщик в данном случае может отработать смену с максимальным количеством часов вождения, но этих смен у него не должно быть много, а отдых должен превышать отдых между короткими сменами.
Рабочая смена дальнобойщика
Деятельность |
Время |
Прохождение медосмотра перед рейсом |
10 минут |
Получение документов (накладные, путевой лист) |
10 минут |
Управление автомобилем |
5 часов |
Отдых, заправка авто, обед |
1 час 30 минут |
Управление автомобилем |
4 часа |
Отдых, ужин |
1 час 30 минут |
Управление автомобилем |
2 часа |
Завершение смены, обслуживание и заправка автомобиля |
1 час |
Время отдыха – 3 часа |
|
Время за рулем – 11 часов |
|
Продолжительность смены – 15 часов 20 минут |
Водитель автобуса
Рабочая смена водителей автобуса может быть увеличена до 12 часов только по согласованию с профсоюзом или представительным органом сотрудников. 12-часовая смена может быть, например, такой.
Рабочая смена водителя автобуса
Деятельность |
Время |
Прохождение медосмотра перед рейсом |
10 минут |
Заправка автобуса |
10 минут |
Обед, отдых |
1 час |
Управление автобусом |
4 часа |
Ужин, отдых |
1 час 30 минут |
Управление автобусом |
2 часа |
Послерейсовый осмотр |
10 минут |
Время отдыха – 2,5 часа |
|
Время за рулем – 9 часов |
|
Продолжительность смены – 12 часов |
Кто проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителя
Соблюдение трудовой дисциплины контролируется на основании информации тахографов. Эта функция возложена на ГАИ, Ространснадзор и Федеральную службу по труду и занятости. Если в транспорте отсутствует фиксирующее устройство, назначается штраф за отсутствие тахографа.
Штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя
За нарушение режима труда и отдыха водителя положены штрафные санкции. Они накладываются на работодателя, ответственное лицо и водителя.
Ответственность, по которой назначается оплата штрафов ГИБДД, наступает по ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:
- водитель – 1500-2 000 рублей;
- ответственное лицо – 7000-10000 рублей;
- индивидуальный предприниматель – 15 000-25 000 рублей;
- юрлицо – 20000-50000 рублей.
Если организация не оборудовала авто тахографом, ее оштрафуют еще и за отсутствие устройства.
Также читайте: Знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено»: как выглядит, что обозначает, на какие автомобили распространяется
Часто задаваемые вопросы
Что значит соблюдать режим труда и отдыха?
Соблюдать режим труда и отдыха – значит чередовать время работы и отдыха. Оно способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности, хорошей физической и психологической нагрузке автомобилиста. Этот режим обязаны соблюдать водители такси, автобусов, грузовиков и самосвалов.
Что не входит в рабочее время водителя?
В нем не учитывается перерыв между сменами, а также отдых второго водителя, когда ТС в составе экипажа управляет другой водитель.
Сколько часов должен отдыхать водитель?
На отдых отводится не меньше одиннадцати часов в сутки. Это время могут снизить до девяти часов, но не больше трех раз в течение шести 24-часовых периодов с момента окончания еженедельного отдыха.
Можно ли ехать 12 часов по тахографу?
Ездить в таком режиме могут только водители коммунальных и медицинских служб, инкассаторских машин. При соблюдении данных требований допускается нахождение за рулем не больше 56 часов в течение недели и не больше 90 часов в течение двух недель.
Автор: Марина Тумашова