Содержание
Фраза «не бита, не крашена» из объявлений уже стала своего рода мемом. При этом, по прикидкам профессиональных подборщиков, те или иные повреждения кузова и следы восстановительного ремонта имеют от 70 до 90% автомобилей на вторичке. Разбираемся, когда это критично, а когда на авто после аварии можно закрыть глаза (и даже разумно сэкономить!).
Какие бывают повреждения и чем они чреваты
«Битые авто» бывают разные: от «притерлись бампером на парковке» до «завязали в узел об дерево». Где-то посередине – самые частые городские ДТП «приехал в зад на светофоре».
Во всех случаях последствия кардинально разные. Если от потертостей на бампере страдает только эстетическое восприятие и ваше чувство прекрасного, то завязанный (а позже развязанный) в узел автомобиль опасен для вашей жизни и здоровья.
В авто после серьезного ДТП страдает не только кузовное «железо», но и (загибаем пальцы):
- геометрия кузова (влияет на управляемость автомобиля и его реакции в критических ситуациях);
- электрические и электронные системы активной безопасности (подушки «стреляют», радары предупреждения столкновения в современных машинах – разлетаются в прах);
- лишенные многократной защиты (грунтовка, лак) металлические элементы очень быстро скорродируют, то есть загниют.
В общем, страдает конструктивная прочность в целом: восстановленная после серьезного ДТП машина не будет обеспечивать:
- заложенной изначально жесткости кузова,
- реакций на команды водителя;
- работу ассистирующих и страхующих систем.
Если совсем проще, то попасть повторно в ДТП на таком автомобиле проще, а выжить после ДТП – сложнее.
Конкретные примеры из практики автодиагноста и подборщика.
SEAT Altea Freetrack
Объявление: «Не бита. Не крашена. Любые проверки».
Проверка обнаружила: замят подрамник; подушки безопасности – стреляные, на их месте – заглушки; компьютер считывает ошибки по системам ABS и стабилизации.
Диагноз: «дрова, лучше не брать».
VW Polo (хэтч)
Объявление: «Не бит. Не крашен. Любые проверки».
Проверка обнаружила: следы кузовного ремонта левой двери и левого заднего крыла, толстый слой шпатлевки, покрашено не «под толщиномер», но хорошо; странные следы вскрытия и ремонта на коробке передач – возможно, был удар снизу, коробку перебирали, восстанавливали.
Диагноз: можно и поторговаться, но лучше поискать еще.
Peugeot 308 CC (кабрио)
Объявление: «Любимая машина выходного дня, родной пробег, идеальное состояние, любые проверки».
Проверка обнаружила: поиск по предыдущим объявлениям с машиной этого VIN дал удручающие фото «перевертыша», продавали под восстановление. В текущем виде – машина после ремонта, очень небрежного. Толстый слой шпатлевки, окраска кузовных элементов не в цвет, серьезные повреждения механизма складывания крыши (она тут жесткая, с электроприводом).
Все три случая очень показательны, особенно первый и третий: автомобили после серьезных ДТП и крайне поверхностно восстановлены. SEAT без подушек безопасности и с замятым подрамником не даст прежней управляемости и защиты в случае столкновения, а 308 СС после подъема с переворотом спасибо, если едет более-менее прямо – с таким кузовом это будет проблематично.
Также читайте: Как не купить автомобиль со скрученным пробегом в автосалоне: реальная история и рекомендации
Почему иногда битые машины – это даже выгодно
Вернемся к первым двум категориям ДТП – это когда «притерли на парковке» и «приехал в зад». В этих случаях страдать может только лакокраска или навесные кузовные панели. Цена вопроса – от полировки за 1 000 рублей до нового бампера (если повезет – оригинальный, в цвет – с разборки) за 10-20 тысяч.
Это не повод волноваться за свою безопасность, но повод как следует поторговаться с владельцем. В конце концов, кому-то царапина на задней двери внизу справа может быть некритичной, но сбросить за нее 5-10 тысяч легко.
Вмятина на пластиковом заднем бампере тоже спокойно может прожить с вами четыре-пять лет, вы о ней не вспомните, но «десятку» на старте сторгуете легко.
Аналогично с мелкими сколами / задирами. Если, допустим, пострадала только лакокраска, но камешки не проредили грунт до металла, то ничего страшного – коррозия не грозит, только боль вашим глазам от созерцания мелких точек.
Это и называется «обоснованный торг».
Но смотреть надо вдумчиво: на поверку, пострадавший от удара передний бампер может скрывать за собой повреждения «внутренних органов»: радиатора, «телевизора», каких-то совсем неочевидных трубок омывателя фар. Тут уже «десяткой» за новый бампер не обойдешься, придется перелопачивать и по внутренней части.
Поэтому смотреть надо в оба.
Также читайте: И так сойдет: с чем можно смириться при покупке старого автомобиля
Как понять, что автомобиль били / красили
Особо вопиющие случаи «гаражного» творчества видны даже невооруженным глазом. Но лучше ему не доверять – даже гаражные мастера наловчились скрывать от глаз важное.
Не поможет также друг с толщиномером с «Али» и знанием до микрон толщины покрытия на «сороковой» Camry: даже гаражные умельцы умеют красить «под толщиномер». То есть он покажет ровно столько, сколько было покрашено на заводе.
Только в этот раз перекрашено было не на заводе.
Поэтому нужен комплексный подход, который включает в себя два вида проверок.
Проверить через специальный онлайн-агрегатор
Не панацея, но подмога. Отчет сервиса avtocod.ru с ходу позволит отсеять совсем уж неблагонадежный экземпляр. Плюс в отчетах отображаются не только ДТП, в которые попадал автомобиль и которые учтены в ГИБДД, но и другие проблемы: расчеты ремонтных работ, залог, регистрационные ограничения, использование в такси, угон, скрутка пробега, неоплаченные штрафы и т.д. После проверки можно решить, надо ли смотреть машину дальше.
Вот пример. Продается девятилетний Volkswagen Polo по хорошей цене.
Пробиваем госномер на сайте «Автокод» и видим, что машину били три раза.
Били спереди и сбоку.
И сзади, судя по списку работ в расчетах ремонтов.
Вкруг битый Polo, да еще и в залоге, после такси, со скрученным пробегом и неоплаченными штрафами на 15 с лишним тысяч рублей.
Стоит ли покупать авто после ДТП и с кучей проблем? Я бы прошел мимо и поискал среди других вариантов.
Даже если отчет окажется чистым и проверка не найдет ДТП, надо ехать в сервис и перепроверять все на месте с толковым глазастым специалистом.
Также читайте: Тут подкрасим, там подмажем: как перекупы готовят машины к продаже
Обратиться к специалисту
Что увидит наметанный глаз? Наметанный глаз не поверит толщиномеру и будет смотреть косвенные признаки, указывающие на восстановление после ДТП:
- заглушки вместо эйрбэгов;
- состояние болтов в местах соединения кузовных элементов, дверных петель, стаканов амортизаторов (следы снятия-установки, состояние резьбы, разница в цвете);
- следы сварки на отдельных деталях;
- зазоры элементов кузова;
- разницу в моделях или годах выпуска кузовных элементов, фар, стекол (смотреть, стекла родные / не родные; фары оригинальные / замененные);
- сход-развал (может показать проблемы с геометрией кузова).
У идеального автомобиля фары, лобовое и двери одного года выпуска, все вместе сошло с конвейера, не страдало и не менялось. У идеального автомобиля болты крепления дверей не выкручивались и не закручивались повторно – это не делается на рядовом ТО, это делается только при кузовном ремонте. У идеального автомобиля кузов сварен на заводе, и к нему больше ничего не приваривалось. У идеального автомобиля двери открываются-закрываются без перекосов – и крышка багажника свободно ходит даже при диагональном вывешивании автомобиля (или если просто авто стоит под уклоном).
Проблема в том, что идеальных автомобилей на рынке от силы процентов 10. Все остальные так или иначе имеют проблемы с кузовом, но при комплексном подходе (изучение отчетов + доскональная проверка экспертом) в эти 10% можно попасть!
Автор: Владимир Андрианов
Какими способами пользуетесь вы, чтобы понять, что машина сбывается битой? Поделитесь своими советами в комментариях.