Депутаты Госдумы разрабатывают законопроект, который введет в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) наказание за навязывание клиентам дополнительных услуг. Прежде всего, это затронет покупателей авто, которые переплачивают большие суммы за полис каско, дополнительные и не всегда необходимые опции, необязательное сервисное обслуживание и т. п.
Покупатели не отстаивают права
По мнению авторов законопроекта, рост цен на машины в последнее время связан не только с экономической обстановкой, но и с действиями дилерских центров. Автосалоны стали активно навязывать клиентам дорогостоящие услуги, при этом деньги списывают независимо от того, воспользовался покупатель услугой или нет. Отстаивать права идет не каждый человек, на что дилеры и рассчитывают, пишет «Российская газета».
Разработчики проекта также обращают внимание на многочисленные обращения в ФАС России о невозможности купить машину на тех условиях, которые дилеры предлагают на официальных сайтах. При этом разница между ценой на автомобиль на сайте и в самом автосалоне может достигать 10-30%. На эту сумму покупателю могут предложить дополнительное оборудования по стоимости, значительно превышающей стоимость аналогичного оборудования у независимых продавцов.
Также в ФАС отметили, что если дилер и дает скидку на покупку машины, то, как правило, на каких-либо условиях – оформлении кредита или полиса каско, который, по сути, является добровольным.
Эксперты уточнили, что в КоАП есть статья 14.8, которая предусматривает наказание для продавцов, включающих в договор условия, ущемляющие права потребителя. Эта статья применяется к тем, кто навязывает ненужные услуги. Однако, по мнению авторов законопроекта, этих мер недостаточно.
Также читайте: Как обманывают в автосалонах: 5 схем обмана покупателей подержанных машин
Гигантские штрафы и компенсация морального ущерба
В большинстве случаев стоимость навязанных товаров и услуг составляет не менее 100 тыс. рублей и достигает 500 тыс. рублей, а иногда и свыше 50% от цены приобретаемых товаров. Поэтому необходимо внести поправки в КоАП, предусматривающие наказание для таких продавцов. Так, для должностных лиц предлагается ввести штраф в размере двукратной стоимости навязанных услуг, а для юридических лиц – в трехкратной. При этом продавцы будут обязаны вернуть клиенту потраченные средства.
По решению суда может быть назначена компенсация морального вреда и специальный штраф в пользу потребителя в размере 50% от взысканной суммы. В итоге все, что организация должна заплатить клиенту по суду, умножается в полтора раза. Таким образом, навязчивое поведение может грозить продавцу большими расходами.
Ранее мы рассказывали о жителе Санкт-Петербурга, который отсудил у автосалона 20 млн рублей за дефектный автомобиль. Также писали о том, как уральцу весь день продавали проблемное авто.
Будьте внимательны и обязательно выполняйте проверку авто перед покупкой! В отчетах «Автокода» отображаются данные об угоне, залоге, скрутке пробега, использовании в такси, неоплаченных штрафах и проч. Посмотреть пример отчета можно по ссылке.
Автор: Елена Сапунова