Содержание
Водителей, которые собираются использовать прицеп, интересует вопрос, нужно ли регистрировать фаркоп. Этот вопрос стал особенно актуальным после ужесточения контроля за самодельными изменениями автомобилей. Как проходит регистрация фаркопа в ГИБДД, какие документы требуются и сколько стоит монтаж устройства, читайте в нашем материале.
Фаркоп – это что такое?
Фаркоп (или тягово-сцепное устройство, ТСУ) – это специальный механизм для буксировки или прицепа для авто. Проще говоря, это крючок, на который надевается прицеп, буксировочный трос или даже передвижной дом.
Слово «фаркоп» пришло к нам из немецкого языка. В Германии фаркопом называли приспособление на конном экипаже, на которое крепился большой груз, а также багаж. Со временем этим словом стали называть винтовую стяжку вагонов. В конечном итоге «фаркоп» перешел в лексикон дальнобойщиков. Сегодня фаркопами обозначают все транспортные механизмы для перевозки прицепов.
Фаркопы бывают трех видов:
- Несъемный. Это неснимающийся шаровой узел, который приваривается к балке. Именно такие крепления были у машин в СССР: «Москвичей», «Жигулей» и других моделей. Сейчас такие фаркопы уходят в прошлое.
- Условно-съемный. В отличие от предыдущего, эта конструкция является съемной. Основание остается приваренным к машине, но шар прикручивается на болты и при необходимости снимается.
- Съемный. Шар в этой системе снимается. Для этого не нужны лишние инструменты, все легко откручивается руками.
Также читайте: Какой штраф за ДТП для виновника аварии в 2024 году
На какие машины можно установить фаркоп
Установить фаркоп можно на машины, у которых разрешена его установка. Эту информацию можно найти в книжке по эксплуатации к машине или ее ОТТС. Найти ОТТС для своего авто можно на портале Росстандарта.
Если монтаж оборудования не предусмотрен, нужно будет зарегистрировать тюнинг как внесение изменений в конструкцию ТС. В противном случае грозит штраф ГИБДД на сумму 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП) и аннулирование регистрации ТС.
Обратите внимание! При покупке б/у автомобиля с ТСУ нужно спросить у продавца Сертификат соответствия техрегламенту Таможенного союза и другие документы. В противном случае при постановке машины на учет попросят демонтировать конструкцию.
Устанавливать сцепные механизмы также запрещается на авто классов A, B и C, которые не предусмотрены для перевозки прицепов. Монтаж фаркопа снижает безопасность автомобиля: водитель может не справиться с управлением, либо авто попросту не вынесет излишнюю нагрузку, которая для него не предназначена.
Также читайте: Вафельная разметка на перекрестках: что означает, как по ней ездить, штрафы
Где устанавливают фаркопы
Обычно устройства устанавливаются в нижней части легкового ТС. Их основание крепится к силовым элементам кузова, поддерживающим кузовные панели зон деформации.
На пикапах и рамных внедорожниках ТСУ прикрепляется к раме. Если устройство будет установлено неправильно, нагрузка распределится на навесные элементы кузова, которые не вынесут на такие нагрузки, что повлияет на безопасную эксплуатацию автомобиля.
Также читайте: Какой должна быть дистанция между автомобилями по ПДД? Штрафы за несоблюдение дистанции
Нужно ли регистрировать фаркоп в ГИБДД
Если ТСУ уже есть на автомобиле, регистрацию можно не делать при наличии следующих документов:
- Руководство по эксплуатации автомобиля с разделом «Использование прицепа».
- Паспорт ТСУ с печатью об установке на сертифицированном СТО, товарный чек или накладные, подтверждающие покупку механизма.
- Сертификат на сцепное устройство.
Если у водителя есть все необходимые документы на ТСУ, ему не нужно обращаться в ГИБДД за внесением изменений в ГИБДД. Он может установить устройство и продолжать использовать машину уже с прицепом. Установку фаркопа можно заказать у официального дилера или в сертифицированной станции техобслуживания.
Если документов нет, нужно обратиться в сертифицированную лабораторию, а потом зарегистрировать изменения конструкции в ГИБДД
Важно! На рынке много компаний, которые предлагают приобрести документы на сцепное устройство для машины. Мы не рекомендуем пользоваться их услугами, потому что комплект бумаг есть только у самого производителя. Документы, выданные иной организацией, будут считаться фальсифицированными.
Также читайте: Штраф за повреждение дорог: как наказывают водителей
Как узаконить фаркоп
Чтобы узаконить фаркоп, водителю необходимо выполнить следующие шаги:
- Обратиться в отделение местного ГИБДД и выяснить, можно ли установить ТСУ на машину.
- Забрать разрешение от инспектора после предварительного осмотра.
- Обратиться в аккредитованную лабораторию и получить разрешение на установку фаркопа.
- Купить ТСУ с сертификатом.
- Отвезти машину в сертифицированную лабораторию, отдать на проверку установленное устройство.
- Оформить свидетельство соответствия фаркопа и получить протокол испытаний в случае успешного монтажа.
- Пройти техосмотр.
- Обратиться в ГАИ с необходимыми документами, чтобы инспектор сделал запись в ОТТС о наличии допоборудования.
- Через десять дней внести изменения в регистрационные данные на автомобиль в Госавтоинспекции.
Ввиду значительного дефицита технических центров с аккредитацией по всей стране МВД, Минпромторг и Минэкономразвития создали процедуру для дистанционного утверждения изменений. В некоторых областях появились автосервисы с разрешением на установку и оценку переоборудования от аккредитованных лабораторий. Они проводят измерения с фото- и видеофиксацией, отправляя результаты в лабораторию. Остальные этапы в ГАИ остаются стандартными.
Также читайте: Что делать, если поцарапали машину во дворе? Разбор возможных ситуаций
Документы для регистрации фаркопа в ГИБДД
Для регистрации фаркопа нужны следующие документы:
- Заявление на получение разрешения.
- Паспорт или иной документ, по которому можно идентифицировать водителя.
- Заключительный акт испытательной лаборатории о допустимости изменения конструкции автомобиля.
- Документ из испытательной лаборатории, подтверждающий безопасность конструкции автомобиля после проведенных изменений.
- Копия чека об уплате госпошлины за получение свидетельства.
- Предварительно полученное разрешение на изменения конструкции.
Также читайте: Знак «Инвалид» на автомобиле: как оформить, штрафы за незаконное использование наклейки
Сколько стоит оформить фаркоп
При установке фаркопа водитель понесет несколько расходов:
- Разрешение на изменение конструкции ТС – 1 000 рублей.
- Госпошлина за внесение изменений и выдачу свидетельства о регистрации – 850 рублей.
- Технический осмотр – минимум 900 рублей.
- Подтверждение соответствия от ГИБДД – 800 рублей.
- Самая большая графа расходов в лаборатории. Там цены могут колебаться от 5 000 до 20 тыс. рублей, в зависимости от выбранной компании и необходимых процедур.
Итого на регистрацию фаркопа в ГИБДД потратите от 9 000 до 25 тыс. рублей.
Также читайте: Штрафы за госномера: разбор всех возможных ситуаций
Итак, совсем коротко
• Фаркоп может быть предусмотрен производителем либо уже выпускаться с этой частью конструкции. Если это так, то крюк можно просто поставить и не регистрировать в ГИБДД. Главное – подобрать подходящее сцепное устройство со всеми необходимыми документами для машины.
• Если нужно установить тягово-сцепное устройство, которое не предназначено для машины или на ней вообще не должно быть фаркопа, придется вносить изменения в конструкцию.
• За эксплуатацию незарегистрированного фаркопа могут оштрафовать на 500 рублей и прекратить регистрацию авто.
Автор: Елена Шаяхова