Содержание
Несмотря на санкции за санкциями, автомобильный поток из японского государства через Дальневосточную таможню не ослабевает. А что, если и вы захотели немного экзотики (и сэкономить) и решились, например, на Toyota с «правым рулем»? С чего начать, на что смотреть, как купить авто с аукциона в Японии в 2025 году, давайте разбираться.
Какие бывают автомобильные аукционы в Японии?
Их масса. Есть, например, торговые – Dealer Auctions. Это крупнейший сегмент японских аукционных площадок, предназначенный исключительно для дилеров и торговых компаний. Участие в них требует членства в системе и лицензии. На торговых (дилерских) торгах выставляются машины разного состояния и года выпуска – от практически новых до требующих серьезного ремонта. Каждая машина получает оценку, основанную на ее состоянии, показаниях одометра, возрасте и других характеристиках.
Есть также торг, проводимый конкретно для экспорта. Этот как раз наш случай. Это площадки, ориентированные на международных покупателей, которые ищут японские автомобили для перепродажи за границей.
Основные клиенты – компании из стран, где японские машины в текущем году пользуются наибольшим спросом такие, как:
- Россия;
- Объединенные Арабские Эмираты;
- Африка;
- страны Юго-Восточной Азии.
Есть такая специфическая тема, как онлайн-аукцион продаж авто в Японии, на которых продаются только битые или поврежденные автомобили. Там продаются машины, которые получили повреждения в результате ДТП, стихийных бедствий или других обстоятельств. Из них потом получаются российские «разборки» с бэушными деталями по низким ценам.
В японской стране есть немало специализированных аукционных площадок:
- отдельно – коммерческая и специальная техника: грузовики, автобусы, сельскохозяйственная техника;
- отдельно – элитные и редкие авто.
Также есть торги по братьям нашим меньшим – мотоциклам.
Но рядовому покупателю из России все эти нюансы вряд ли интересны.
Им важно знать лишь то, что покупка машины в Японии сводится к двум крупным категориям:
- Первая категория – где осмотр и проверка более тщательная.
- Вторая категория – где осмотр и проверка менее тщательная.
В зависимости от аукционной площадки, царящего там подхода на приемке и компетентности персонала одна и та же машина может получить в одном месте высший балл, в другом – пониже.
Если автомобиль проходил аукционную проверку давно и за эти годы ездил по России, нелишне проверить авто еще раз. Так, «Автокод» показывает историю не только по гос- и VIN-номеру, но и по номеру кузова. В отчете будет отображаться информация о ДТП с детализацией повреждений, запреты на регистрационные действия, залог, неоплаченные штрафы ГИБДД, участие в арбитражных делах и другие важные данные. Отчет по машине генерируется всего за пару минут.
После проверки открывается доступ к аргегатору автомобильных объявлений «Автокод Поиск». Через него можно будет найти и купить другую машину в России, если у проверенной японской машины обнаружатся проблемы в истории эксплуатации.
Важно! Перед сделкой рекомендуем проверить владельца авто на банкротство, долги, проблемы с законом, действительность паспорта. В противном случае у покупателя могут возникнуть проблемы с регистрацией ТС, появится риск лишиться машины, если сделку признают недействительной.
Также читайте: Тип транспортного средства по ПТС
Как машина попадает на аукцион
Аукцион авто в Японии онлайн – это следующий шаг после сдачи транспортного средства в trade-in. А в trade-in машины сдают преимущественно в «нежном» (по российским меркам) возрасте – сразу после окончания гарантии. Дело в том, что техосмотр в японской стране – не фикция, его надо проходить. Он называется шакен (или сякен, короче – 車検), и его прохождение обязательно для всего транспорта, который ездит по стране.
Новые машины освобождаются от техосмотра в течение первых трех лет после покупки, однако затем владельцы обязаны проходить его каждые два года. Для коммерческого и грузового транспорта техосмотр требуется чаще – каждый год. Процедура может проводиться только в сертифицированных центрах или автосервисах, где машина проходит комплексную проверку.
Во время шакена проверяется все:
- состояние тормозов;
- состояние рулевого управления;
- состояние подвески и шин;
- состояние осветительных приборов и стеклоочистителей.
Дополнительно измеряются выбросы, чтобы убедиться, что машина отвечает строгим экологическим стандартам.
Особое внимание уделяется следующим моментам:
- состояние кузова;
- отсутствие коррозии;
- исправность выхлопной системы.
Перед прохождением технического осмотра также проверяются документы на машину: страховка, уплата налогов и регистрация.
Прохождение шакена – процесс недешевый. Его стоимость зависит от возраста, типа и массы машины, но в среднем расходы в 2025 году составляют от 80 тыс. до 150 тыс. йен (около 600-1000 долларов).
Эти затраты включают:
- государственные сборы за проверку;
- обязательную страховку гражданской ответственности, подобную ОСАГО в России (Jibaiseki Hoken);
- налог на вес автомобиля;
- ремонтные работы (если выявлены неполадки).
Для грузовиков и крупного транспорта стоимость техосмотра еще выше, а периодичность – чаще, каждый год.
Ездить на автомобиле без действующего шакена в японском государстве строго запрещено. Нарушение этого правила влечет за собой серьезные штрафы вплоть до аннулирования регистрации. Это мотивирует владельцев следить за своевременностью прохождения техосмотра машин. Однако для многих японцев, особенно для владельцев старых авто, шакен с годами становится слишком дорогим мероприятием. Строгие стандарты часто требуют замены изношенных деталей или ремонта, что существенно увеличивает расходы.
Высокая стоимость шакена и растущие с годами налоги на автомобиль создают стимул для замены машин на новые. Многие японцы предпочитают продавать свои авто перед очередным техосмотром, чтобы избежать крупных затрат. Популярной альтернативой становится продажа автомобиля на онлайн-аукционе автомобилей в Японии, где их с низким пробегом и в хорошем состоянии покупают для дальнейшего экспорта. Налоговая нагрузка, опять же, станет поменьше: на транспорт старше определенного возраста увеличиваются налоги и страховка. В сочетании с высокими затратами на обслуживание это делает владение старыми машинами вообще не привлекательным.
Небольшие показатели одометра на машинах с японских торгов удивлять не должны. Страна восходящего солнца – сравнительно небольшое государство, но с довольно плотной сетью общественного транспорта, включая высокоскоростные поезда и метро. Такое разнообразие снижает необходимость в длительных автомобильных поездках. Большинство ежедневных перемещений японцев ограничиваются городскими или пригородными расстояниями, что и приводит к небольшому пробегу.
Каждый будущий лот проходит проверку.
Но не всегда и не во всем тщательную, потому что:
- На оценку заезжают сотни машин.
- На осмотр каждой машины есть буквально считанные минуты.
Поэтому в оценочном листе обычно подробнее всего описаны состояние салона и кузова, а техническая часть проверена (и описана) сильно схематично.
Так что при приобретении аукционного автомобиля можно только уповать на аккуратность японских пользователей, дилерское обслуживание в гарантийный период и эксплуатацию в более щадящем, нежели в РФ, климате.
Все недостатки машины попадают в аукционный лист с рейтингами.
В верхней части указывается информация о торгах:
- название площадки, например, USS Tokyo;
- номер лота, который является уникальным идентификатором ТС.
Далее следуют сведения о машине:
- марка и модель;
- код модели кузова;
- тип двигателя;
- расстояние, которое проехало ТС.
Ключевой частью аукционного листа является оценка состояния автомобиля. Если он получает общую оценку 4, это указывает на его более чем хорошее состояние с минимальными следами эксплуатации. Если салон оценен, например, на «B», значит, у него хорошее состояние с незначительными дефектами. Оценка же внешнего состояния кузова «A» говорит об отсутствии серьезных повреждений.
Дополнительно в листе приводится карта состояния кузова, где указываются конкретные повреждения с использованием кодов, например:
- «A1» означает небольшую царапину на заднем бампере;
- «U1» указывает на незначительную вмятину на двери водителя машины;
- «W1» обозначает слабые следы ржавчины на нижней части кузова.
Все эти дефекты минимальны и легко устранимы, что повышает привлекательность ТС для покупателей из России.
В нижней части листа содержатся комментарии инспектора, который осматривал машину. Он, например, может отметить так: «Автомобиль находится в отличном состоянии, но кузову потребуется полировка». Впрочем, это является стандартной рекомендацией.
После оценки и получения аукционного листа машина идет, собственно, на торги автомобилей. Оттуда она может уйти и сразу по фиксированной цене (задается продавцом), но чаще будет ждать своего часа – непосредственно торгов.
Также читайте: Как проходит техосмотр в других странах и нужен ли он в России
Как проходят торги на аукционе?
Перед тем, как посмотреть аукцион авто в Японии онлайн, нужно понять, как он проходит. Каждый лот продается в строго установленное время, и участники должны заранее подготовить свои предложения по ставкам. Когда торги открываются, лот появляется на экране системы с отображением начальной стоимости, текущих ставок и основной информации о машине.
Как и на любых других торгах, на японских тоже есть ставки, есть их повышение. Участники могут делать ставки, нажимая на соответствующие кнопки в системе. Ставки повышаются на фиксированный шаг (например, 1 000 или 5 000 йен). Побеждает участник, сделавший последнюю ставку, когда время для торгов по машинам истекло. После завершения торгов система автоматически фиксирует победителя. Информация о победившей ставке и покупателе остается конфиденциальной.
Но после завершения торгов есть масса нюансов. Например, продавец принципиально не хочет продавать авто ниже определенного уровня. Тогда он «зашивает» этот уровень в условия продажи. Желающие купить машину об этом не знают – от них этот нижний порог скрыт. В итоге, если машина повышением ставок добрала только около 200 тыс. йен, а скрытый порог – 300 тыс. йен, машину забрать не получится.
Также читайте: Самый надежный двигатель в мире
Этапы покупки авто с аукциона в Японии
Выбор лота
Перед тем, как купить авто с японского аукциона в 2025 году, надо определиться с маркой, моделью, цветом кузова, комплектацией, характеристиками. Дальше самостоятельно (редко) или с помощью поверенной компании (почти во всех случаях) надо будет найти интересующую модель машины на аукционных площадках.
Почему самостоятельно – редко? Потому что надо знать японский язык и специфику работы аукционных площадок. Вряд ли кому-то хочется заниматься этим с нуля самостоятельно, проще заплатить комиссию (~ 40 тысяч рублей) специальной компании, которых в этом году полный Владивосток сидит. Они же потом помогут с таможенным оформлением, а кто-то (и тоже редко) еще и с оплатой инвойса в японское государство.
Обычно брокер предлагает до дюжины вариантов интересующей модели:
- Если модель популярная, вариантов предложат больше.
- Если непопулярная, порой приходится выбирать из двух-трех вариантов.
Так, если вам нужен кабриолет красного цвета с белой матерчатой крышей, вариант может быть вообще один. Или покупка авто с аукциона в Японии вообще не состоится – слишком большую редкость ищете.
Одновременно и в один день одного года можно торговаться за три варианта выбранной модели, не более. Но это на одной площадке. Если брокер семирукий и семиглазый, можно торговать до трех вариантов одновременно на разных площадках. Но случаи такие редки – если интересует какой-то совершенный эксклюзив для 2025 года, который надо непременно купить.
После выигранных торгов остается только ждать доставки машины.
Процесс торгов
Онлайн-аукцион автомобилей в Японии – вещь весьма азартная: торги проходят в режиме онлайн, и на каждый лот отводится порядка минуты времени. Надо очень быстро соображать, как и на сколько поднять ставку. На все про все у тебя (еще и с брокером или посредником) считанные секунды.
Если ваша ставка «сыграла», вам приходит уведомление, что покупка автомобиля с аукциона в Японии состоялась.
Победитель получает доступ к итоговым данным о сделке, включая стоимость авто, а также расчет дополнительных расходов:
- аукционная комиссия;
- налог;
- транспортировка машины;
- услуги брокера (если он участвует в сделке).
Далее машина готовится к передаче покупателю или отправке за границу.
Только вот неприятный момент: день в день надо будет оплатить стоимость ТС напрямую японцам в йенах. Далеко не все компании возьмутся вам в этом помогать: надо заранее и самому найти неподсанкционный банк, из которого есть возможность оплатить выставленный счет (инвойс) в национальной японской валюте. Приводить актуальный список нет никакого смысла: в один год под санкциями одни банки, в другой год – другие. В этом плане есть смысл искать такого помощника, у которого налажены свои платежные каналы (в том числе криптовалютные) напрямую в японские фирмы по продаже авто.
Доставка и оплата таможенной пошлины
Мало заказать доставку «выигранного» авто до Владивостока, надо еще и сделать там прописку.
Дело в том, что мало какая компания захочет платить полный утильсбор как юрлицо – он кратно дороже, чем утильсбор на «физика». Поэтому растамаживаться машина на финише в России будет под конкретное лицо – покупателя, то есть под вас. Но, чтобы воспользоваться этой возможностью, надо иметь временную прописку на Дальнем Востоке. Если есть родня или друзья, хорошо, если нет, придется поискать очередных помощников. Цена вопроса в этом году – 10 тысяч рублей. Нередко – с припиской «от».
Дальше идет таможня. Хорошие контрагенты берут всю бюрократию на себя, вы только платите деньги. Заплатить придется пошлины, другие сборы, включая утилизационный сбор. Можно заранее посчитать эти вещи через таможенный калькулятор, чтобы не было неприятных сюрпризов, так как обычно на российской границе приходится оставить без малого половину от суммы покупки машины.
После всех таможенных формальностей (оплачиваются обычно уже брокером, на месте и в рублях) машину надо гнать в домой – своим ходом (то еще удовольствие, особенно зимой) или возом. Цены на последние варьируются в России от сезона к сезону. На момент подготовки материала, в начале 2025 года, многие транспортные компании ездят максимум до Новосибирска, и стоит это 110-120 тыс. рублей. Реже встречаются опции еще дальше, на Урал. Там услуга стоит уже 140-150 тысяч.
Когда вы будете читать этот текст, все может измениться как в большую, так и в меньшую сторону. Не в плане расстояний, конечно, а в плане финансов: от Владивостока до Новосибирска как было, так и останется 5 800 км. Просто в зависимости от сезона года, а также от погоды и имеющегося спроса в рублях эти километры могут быть оценены по-разному. Нет ярко выраженной закономерности, но весной-летом и отчасти осенью стоить доставка машины будет дешевле, чем поздней осенью и зимой.
Автор: Владимир Андрианов
Покупали авто с японских торгов? Расскажите в комментариях, все ли прошло гладко?