Содержание
- Зачем нужна замена масла в коробке
- Когда производится замена масла в коробке передач
- Как часто нужна замена масла в КПП
- Как понять, что пришло время для замены масла в коробке
- Как определить уровень масла в коробке
- Какое масло заливать в коробку передач при замене
- Как производится замена масла в коробке
- Сколько стоит замена масла в коробке передач
- Самостоятельная замена масла
Практически все водители знают, что масло в силовом агрегате необходимо менять через определенный пробег либо хотя бы раз в год. Но вот про замену масла в коробке передач имеет представление не каждый автовладелец, хотя это тоже важно для беспроблемной эксплуатации автомобиля.
В этом материале «Автокод» расскажет, для чего нужна замена масла, как часто его менять в коробке, сколько стоит замена масла в коробке и не проще ли ее сделать самому?
Зачем нужна замена масла в коробке
Коробка передач автомобиля любой конструкции – важнейший агрегат, передающий всю мощность и крутящий момент двигателя на ведущие колеса. Естественно, при таких нагрузках она нагревается.
Шкала указателей температуры масла в КПП рассчитана на 150 градусов, и, если детали в коробке не смазываются качественной и чистой смазкой, в таких условиях они начинают повреждаться.
В механических коробках в основном изнашиваются синхронизаторы, и в масляной жидкости оседает бронзовая, латунная, да и стальная пыль. Также выходят из строя шестерни и подшипники. Так как механика – самый простой механизм в ряду КПП, она может работать довольно долго с повышенным шумом, прежде чем окончательно поломается.
На АКПП загрязнение жидкости приведет к усиленному подгоранию фрикционов и появлению абразива, который в итоге забьет масляный фильтр и гидроблок. Это вызовет перебои в поступлении жидкости к управляющим компонентам АКПП. В результате на повышенных передачах переключение будет происходить с ощутимым замедлением, муфта начнет пробуксовывать при переключении передачи.
При полном засорении масляного фильтра происходит следующее:
- При переключении из позиции «P» или «N» на любую другую ощущается пробуксовка муфты включения передачи, но нет движения ни назад, ни вперед.
- При переключении из позиции «P» или «N» на любую другую ощущается толчок включения передачи, но нет движения ни назад, ни вперед.
В вариаторе осадок в трансмиссионной жидкости тоже может засорить гидроблок, который подает и откачивает жидкость в рабочие шкивы. Если нарушится согласованность работы гидравлических цилиндров, которые сдвигают и раздвигают тарелки шкивов, сбои в работе вариатора проявятся следующим образом:
- повышенный шум трансмиссии;
- удары, толчки при смене положения селектора CVT;
- рывки, подергивания автомобиля при ускорении.
Вариатор CVT работает по принципу трения «сталь по стали», так что там продуктов износа хватает с избытком.
Также читайте: Самые популярные авто с АКПП и их проблемы
Когда производится замена масла в коробке передач
Замена осуществляется в следующих случаях:
- Машина прошла определенное в регламенте технического обслуживания количество километров или подошел срок, указанный там же.
- Появились нарекания в работе АКПП: повышенный шум, рывки при движении, нечеткое переключение передач.
- Приобретен б/у автомобиль с неизвестной для вас историей эксплуатации.
- При осмотре выявлено, что трансмиссионная жидкость потеряла соответствующее свойства.
Также читайте: Механика или автомат: какая коробка лучше
Как часто нужна замена масла в КПП
Большинство автопроизводителей рекомендует менять масло в механических КПП после пробега от 80 до 200 тыс. км. Механические КПП последних лет заявляются полностью необслуживаемыми – масло не надо менять на протяжении всего срока эксплуатации машины.
Трансмиссионная жидкость, применяемая в АКПП и вариаторах, выполняет не только смазывающие, но и охлаждающие, силовые и управляющие функции, поэтому требует замены на меньших пробегах, нежели у механики. Как правило, это делается на 60-90 тыс. км.
Точную цифру для каждой модели автомобиля всегда можно узнать в инструкции по эксплуатации или на сайте официального дилера. Следует учитывать, что эти цифры рассчитаны на автомобили, эксплуатирующиеся в «идеальных условиях».
Если же вы:
- ездите в активной манере;
- буксируете прицеп;
- передвигаетесь по бездорожью, грунтовым дорогам, в горах;
- имеете автомобиль с большим километражем или возрастом;
- проживаете в климатических условиях с резкими перепадами температур,
то масло надо менять чаще, чем по регламенту, исходя из своего опыта и результатов проверки состояния масла.
Также читайте: Названа самая проблемная АКПП у автомобилей
Как понять, что пришло время для замены масла в коробке
Большинство вариантов коробок передач имеет механический щуп, с помощью которого проверяется не только уровень масла, но и его состояние. Надо сделать так называемую «капельную пробу».
Достав щуп из коробки, нужно капнуть с него пару капель масла на чистый белый лист бумаги.
О том, что пришло время менять трансмиссионную жидкость, подскажут следующие признаки:
- Масло очень темное, почти черного цвета.
- В масле имеются металлические пылинки.
- В трансмиссионной жидкости (для АКПП) имеются светлые прожилки (попадание в систему антифриза из системы охлаждения).
- В трансмиссионной жидкости (для АКПП) присутствует характерный запах гари (говорит о перегреве коробки).
Такой же вывод делается на основании поведения автомобиля. Шум при работе механики, рывки при переключении и замедленное переключение передач в автомате, рывки при разгоне на вариаторе – веские причины проверить уровень и состояние масла в КПП, а, возможно, и посетить сервис.
Также читайте: Вторичный рынок авто: каких «автоматов» надо опасаться
Как определить уровень масла в коробке
Со щупом
КПП со щупом позволяют посмотреть уровень масла самим автовладельцем.
Делается это следующим образом:
- Открываете капот авто.
- Находите окрашенную в яркий цвет рукоятку, расположенную над или в районе АКПП. В некоторых случаях щуп может находиться рядом со щупом двигателя. Цвет рукоятки может быть красным или желтым, но на трансмиссионном щупе, как правило, имеется надпись A/T OIL.
- Извлекаете щуп, вытираете сухой ветошью, вставляете обратно и достаете снова. На щупе есть две риски с надписями COLD и HOT. Первая показывает уровень холодной жидкости, вторая – горячей. Более точный результат покажет проверка горячего агрегата. Уровень должен быть прямо на отметке, отклонения в любую сторону недопустимы.
Без щупа
Необслуживаемые коробки последних лет контрольного щупа не имеют. Проверку уровня жидкости желательно заказать в профильном сервисе.
В крайнем случае это, конечно, можно сделать и самому:
- Прогреть АКПП, проехав несколько километров.
- Поставить авто на подъемник либо смотровую яму.
- Не выключая двигатель, поставить селектор в режим «P».
- Открутить сливную пробку при заведенном моторе.
Если уровень есть, жидкость кратковременно потечет ровной струйкой. Если масло не вытекает, ее мало.
В сервисе эту проверку совмещают с одновременной доливкой, поэтому, если у вас нет оборудования для закачки ATF, все же лучше обратиться к специалистам.
Также читайте: Пять неожиданных фактов о вариаторах
Какое масло заливать в коробку передач при замене
Масло для механических КПП
В связи с относительной простотой конструкции МКПП основные требования к маслу предъявляются по вязкости и нагрузке.
В соответствии со спецификацией SAE, масла для трансмиссии делятся на три категории по вязкости:
- 70w – 85w – для зимы;
- 80w – 250w – для лета;
- 75w – 90w и 80w-140w – для любого сезона.
По нагрузке система классификации API делит масла на шесть классов – от API GL-1 до API GL-6. Самые распространенные масла – классов GL-4 и GL-5. По типам основы – минералка, полусинтетика и синтетика.
Производители МКПП обычно допускают широкий спектр применяемых масел, поэтому при замене производитель не так важен, как класс по API и вязкость в соответствии с сезоном.
Очень желательно не смешивать масла с разным типом основы: если долить в минералку синтетику, масло может вспениться. Доливать синтетику другой марки в коробку с синтетикой допускается в крайних случаях, но желательно при первой возможности заменить масло на однородное полностью.
Масло для АКПП и вариаторов
В АКПП используется специальная жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid) – жидкость для автоматических трансмиссий. Поэтому услышав или прочитав фразу «замена масла в коробке автомат», вы можете не сомневаться – автор не сильно компетентен в конструкциях автоматических коробок.
Главная функция жидкости ATF – передача крутящего момента в гидротрансформаторе. Потом идет функция передачи управляющих импульсов в гидравлике и только после этого – смазка и охлаждение.
Эффективность работы АКПП напрямую зависит от свойств и качества рабочей жидкости, поэтому производители тщательно подбирают ее под каждый тип и модель коробки или вариатора.
При выборе жидкости ATF лучшим выбором всегда станет оригинальная, указанная в инструкции по эксплуатации производителя. Заменители можно использовать только те, которые тоже указаны в инструкции. Цена эксперимента с экономией на жидкости ATF может стать очень высокой.
Из вышесказанного следует, что трансмиссионные жидкости разных марок нельзя смешивать. Если надо долить, добавлять надо только ту жидкость, какая заливалась в коробку на заводе. Смешение разных по типу жидкостей может вызвать вспенивание или выпадение химических веществ в осадок и, как следствие, поломке АКПП или вариатора.
Также читайте: Россияне предпочитают механику
Как производится замена масла в коробке
Замена масла в МКПП достаточно простая, и нет смысла подробно ее описывать. Достаточно знать, где находится сливная и заливная пробки. Ну и масло желательно нагреть путем небольшого пробега с переключением передач.
С этим спокойно справляется любой водитель, который умеет пользоваться инструментом. А вот замена жидкости в АКПП и вариаторах требует и оборудования и углубленных знаний.
Частичная замена
Частичная замена подразумевает, что меняется не весь объем жидкости, а только 40-60% от общего объема. Обычно это 3-5 литров. Остальная отработанная жидкость остается в гидротрансформаторе и глухих полостях коробки. На большинстве моделей АКПП при этом меняется фильтр, который расположен под поддоном коробки.
На АКПП последних поколений фильтр интегрирован в поддон, и комплект для замены жидкости включает в себя непосредственно саму жидкость, новый фильтр-поддон и комплект крепежа.
Частичная замена производится через сливную пробку в поддоне или посредством снятия поддона.
Плюсы частичной замены:
- Межсервисный интервал замены жидкости сократится примерно вдвое, хотя четырехступенчатые АКПП фирм Aisin, GM, MB, Jatco, Honda, ZF даже на частичной замене ATF совершенно исправно работают, имея очень большие пробеги.
- Процедуру можно произвести самому.
- Экономия средств на новой ATF.
Минус частичной замены – в АКПП остается отработанная жидкость.
Полная замена
Полная замена производится только специальным оборудованием, которое выгоняет старую жидкость под давлением. При этом меняется до 95% жидкости, и требуется примерно полуторный объем новой ATF. «Лишние» литры уходят на качественную промывку системы. При полной замене поддон снимается и промывается, фильтр или фильтр-поддон меняется в обязательном порядке.
Плюсы:
- Соблюдается межсервисный интервал замены жидкости.
- АКПП хорошо очищается от отложений и осадков.
Минусы:
- Операция проводится только в сервисе.
- Высокая стоимость в связи с повышенным расходом новой ATF.
Также читайте: Почему не стоит покупать подержанный автомобиль с турбомотором, люком и даже АКПП
Сколько стоит замена масла в коробке передач
Средняя стоимость расходных материалов следующая:
- стоимость ATF – 1200-1500 рублей/л;
- стоимость фильтра – 1100-5000 рублей.
Полная стоимость с учетом оплаты работы сервиса составит:
- Замена ATF в АКПП частичная – 6900-9000 рублей.
- Замена ATF в АКПП частичная (5 л) с заменой фильтра – 8000-14000 рублей.
- Замена ATF в АКПП полная (10 л) с заменой фильтра – 16300-26000 рублей.
Также читайте: Тонировка авто по ГОСТу
Самостоятельная замена масла
Если вы владеете автомобилем с МКПП, имеете оборудованный смотровой ямой гараж или друга-владельца сервиса с подъемником, то самостоятельная замена масла в коробке передач для вас не составит проблемы.
Во всех других случаях надо задуматься и оценить риски неправильно или непрофессионально сделанной операции. Сэкономив три или даже пять тысяч рублей на работе по замене ATF в коробке автомат или вариаторе, впоследствии отдадите сумму в 10-15 раз большую за ремонт этой же АКПП.
Напоминаем, что через наш сервис вы можете заказать проверку авто, проверить владельца авто, посмотреть объявления о продаже авто со всех досок, а также проверить и оплатить штрафы по номеру автомобиля, подать заявку на автокредит и оформить ОСАГО с выгодой до 5 500 рублей.
Автор: Александр Анучин