Содержание
- Правила буксировки автомобиля по ПДД
Правила буксировки автомобиля по ПДД
Буксировка транспортных средств считается одной из самых сложных дорожных манипуляций. Рассказываем, как правильно ее осуществить, какие бывают виды буксировок и в каких случаях нельзя буксировать автомобиль.
Что такое буксировка автомобиля
Буксировка – это процесс, при котором движущийся автомобиль тянет за собой неисправное авто с помощью вспомогательных средств: троса, механического оборудования и других.
Таким образом, в буксировке участвуют две машины:
- буксирующая – та, что идет спереди;
- буксируемая – та, которую тянут.
Буксировку нужно осуществлять по требованиям, указанным в ПДД.
Также читайте: Правила проезда перекрестков: о чем нужно помнить водителям
Общие правила буксировки автомобиля
Машина, которую тянут, является таким же участником дорожного движения, как и остальные ТС. Поэтому к ней выдвигаются соответствующие правила:
- обязательное оснащение госзнаками;
- обязательное наличие у водителя прав, СТС и полиса ОСАГО.
Для участников буксировки есть несколько требований, которые прописаны в пункте 20 Дорожных правил. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Ограничения в скорости
В п. 10.4 ПДД указано, какая скорость при буксировке автомобиля допустима. Она не должна превышать 50 км/ч.
Необходимый водительский стаж
Согласно п. 20.2(1) Дорожных правил, буксировку ТС могут осуществлять только лица, чей водительский опыт составляет более двух лет. При этом за рулем буксируемого авто могут сидеть начинающие водители – на них данное требование не распространяется.
Использование дополнительных световых приборов
При буксировке могут быть задействованы следующие световые приборы:
- у передней машины – ближние огни, согласно общим требованиям п. 19.1;
- у задней машины – «аварийка» (по п. 7.1 ПДД), а также «габариты» при условиях недостаточного обзора дороги (по п. 19.1).
Если «аварийка» не работает, следует воспользоваться аварийным знаком. Он прикрепляется на заднюю часть кузова неисправной машины.
Использование аварийного светового сигнала на буксирующем авто запрещено, поскольку именно ему предстоит включать поворотники и уведомлять о предстоящих маневрах других водителей.
Также читайте: Основные обязанности водителя
Виды буксировки и требования
Всего есть три способа буксировки. Какой из них выбрать, зависит от следующих факторов:
- вида поломки ТС;
- массы авто.
У каждого вида буксировки есть свои требования. Какие – рассмотрим ниже чуть подробнее.
На гибкой сцепке
Гибкая сцепка – это буксировка ТС с использованием троса. Чаще всего таким способом буксируют автомобили В-категории, вес которых не превышает 3,5 тонн.
Требования для гибкой буксировки перечислены в ст. 20 ПДД:
- В задней машине обязательно должен находиться водитель.
- Длина троса между передним и задним ТС должна варьироваться от 4 до 6 метров.
- Гибкий связующий элемент между авто нужно выделить двумя флажками с красно-белыми полосками. Размер квадратных флажков должен составлять 20 на 20 см.
На жесткой сцепке
Жесткая сцепка – это буксировка авто с использованием механического оборудования. Выглядит это так: один автомобиль подцепляется к неисправной машине с помощью металлоконструкции и при движении тянет ее за собой.
Сама металлическая конструкция, используемая в жесткой сцепке, должна соответствовать требованиям ГОСТа 25907-89.
Согласно документу, она может конструктивно отличаться:
- иметь только одно место сцепления с авто – такое свойственно прочному механизму сцепки, который способен тянуть автомобиль весом до 50 тонн;
- иметь несколько участков сцепления с ТС – для механизмов, которые чуть слабее и могут тянуть авто меньшего веса: до 15-30 тонн и так далее.
Плюс данного вида буксировки в том, что прочность сцепки позволяет буксировать даже тяжеловесный транспорт.
Требования для жесткой буксировки также указаны в ст. 20 ПДД:
- Внутри буксируемого авто должен быть водитель. Исключение – когда металлоконструкция обеспечивает задней машине движение в прямом направлении по траектории переднего авто.
- Дистанция между двумя ТС в жесткой сцепке не должна превышать четырех метров.
С частичной погрузкой авто
В этом случае часть неисправного автомобиля помещается на основание буксирующего. Чаще всего используется для буксировки машин с неисправным рулевым управлением или новых грузовиков.
Также читайте: При каких неисправностях нельзя эксплуатировать автомобиль
Когда запрещается буксировка
Буксировку нельзя производить в следующих случаях:
- в гололед – запрет действует на гибкую и жесткую сцепку;
- при участии двух и более буксируемых ТС;
- при неисправной тормозной системе буксируемого авто – такую машину разрешается перевозить только методом жесткой буксировки, когда масса впереди идущего авто вдвое превышает вес неисправного;
- при нерабочем рулевом управлении – разрешено буксировать такое авто, только частично погрузив его на основание другого;
- для буксировки двухколесного мототранспорта или велотранспорта;
- на автомагистралях, если авто не может разгоняться более 40 км/ч, согласно п. 16.1 ПДД.
Также буксировка запрещается при наличии знака 3.7 «Движение с прицепом запрещено».
Данный знак вводит запрет на буксировку механических ТС.
Особенности буксировки автомобилей с разными КПП
Автомобили могут буксироваться особенным способом в зависимости от разных коробок передач. Поговорим, какие могут быть ограничения у каждой трансмиссии.
Как буксировать «механику»
Буксировка авто с механической трансмиссией осуществляется на «нейтрали» – в таком положении автомобиль с МКПП можно отбуксировать на любую дистанцию. При необходимости «механика» может быть побыть и буксирующим автомобилем.
МКПП считается крепкой коробкой, поэтому буксировать ее можно на любое расстояние.
Как буксировать «автомат»
В отличие от механики, машину с «автоматом» можно «тащить» на буксире ограниченное расстояние, и часто оно совсем небольшое – около 50 км.
Такое ограничение связано с механизмами авто: когда ДВС не работает и машина не запущена, масляный насос в автоматической КПП не включается в работу. Масляная жидкость не снижает трение между деталями, соответственно, их перегрев и износ происходит гораздо активнее.
В мануалах автомобиля можно найти рекомендации производителя. Там указано, можно ли буксировать конкретную модель на автомате, если да, то на какое расстояние.
Обычно для буксировки машины с автоматической трансмиссией следует перевести рычаг передач в нейтральное положение N. При перевозке машины таким способом на дистанцию около 50 км следует делать больше остановок, во время которых АКПП будет остывать.
Как буксировать «робот»
«Робот» с одним механизмом сцепления можно отбуксировать на любое расстояние, как и «механику». Тянуть другой автомобиль ему тоже будет по силам, подобных ограничений у КПП нет.
Однако двойной механизм сцепления у таких коробок, уже так называемых коробок ДСГ, предусматривает ряд запретов для буксировки авто. Они те же самые, что и для буксировки автомобилей с классической АКПП.
Как буксировать вариатор
Авто с коробкой-вариатором нежелательно использовать в роли буксирующего, поскольку между конусами вариатора находится ремень. При перегрузке КПП он может соскочить или порваться, что приведет к выходу из строя всего вариатора.
Буксировку машины с передним приводом и коробкой-вариатором можно осуществлять при условии, если неисправное авто опирается на заднюю ось. Также в этом случае допустима транспортировка на эвакуаторе.
Также читайте: Механика или автомат: какая коробка лучше
Штраф за нарушение правил буксировки автомобиля
Если вы нарушите правила буксировки авто, вас предупредят или оштрафуют на 500 рублей, согласно ст. 12.21 КоАП.
Напоминаем, что оплата штрафов ГИБДД возможна через сервис «Автокод Штрафы». После успешного платежа на ваш е-мейл придет чек об оплате, а данные о погашении долга отобразятся в базе ГИБДД.
Также читайте: Таблица штрафов ГИБДД 2024
Как снизить риск аварии при буксировке ТС
В случае аварии при буксировке ТС виноватым чаще всего признают водителя буксируемой машины, поскольку он не выполнит требования п. 10.1 ПДД.
Чтобы ДТП при буксировке не произошло, водителям обоих автомобилей следует придерживаться рекомендаций.
Рекомендации для водителя буксирующего авто
Водителю буксирующего авто необходимо:
- Информировать водителя неисправного ТС о своих маневрах с помощью специальных сигналов. Например, несколько раз нажать на педаль тормоза перед тем, как остановиться окончательно, чтобы задняя машина тоже успела затормозить.
- Стараться не тормозить при движении в горку – это создает дополнительную нагрузку на буксирующий автомобиль.
- Начинать движение плавно, не разгоняться и соблюдать скоростное ограничение – 50 км/ч.
- Поворачивать по большому радиусу, чтобы задней машине хватило пространства для поворота.
- Не ослаблять трос при движении, если буксировка осуществляется на гибкой сцепке.
Рекомендации для водителя буксируемой машины
Водителю буксируемого автомобиля очень важно:
- Внимательно следить за сигналами переднего автомобиля, чтобы успеть своевременно затормозить и повернуть руль.
- Ехать не прямо за передним автомобилем, а чуть сместиться от него в сторону, если позволяет пространство. Это поможет увеличить обзор дороги.
- Первым перестроиться в нужный ряд, обеспечив свободное место для маневра переднему автомобилю. Иначе буксирующее авто в соседнюю полосу движения попросту не войдет.
Заранее обговорите с водителем другого автомобиля, какие сигналы будут символизировать предстоящие маневры на дороге. Это поможет снизить риск ДТП.
Также читайте: Как не попасть в ДТП ночью: правила безопасности при езде в темное время суток
Часто задаваемые вопросы
Кому нельзя буксировать автомобиль
Буксировку нельзя осуществлять:
- лицам, чей стаж управления авто составляет менее двух лет;
- водителям мото- и велотранспорта;
- с осторожностью – водителям авто с автоматической коробкой передач, ДСГ и вариатором.
Сколько стоит буксировка авто
Буксировку авто могут осуществлять специальные компании. Цена их услуг может отличаться в зависимости от региона. Так, в Екатеринбурге стоимость буксировки автомобиля составит от 2 тыс. рублей, а в столице – от 2,5 тыс. рублей.
Разрешается ли буксировка автомобиля без страховки
Нет. Буксировочное авто является таким же участником движения, как и другие транспортные средства. Поэтому, согласно ст. 12.37 КоАП РФ, за отсутствие полиса ОСАГО на дороге выпишут штраф 500 рублей.
Автор: Анна Никулина